Газета.ru

5 812 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Eвтушенко
    А ещё неизвестно - поехал ли бы Путин на это содомитское толковище. Нечего ему там делатьМеркель подтверди...
  • Владимир Соловьев
    СОВОКУПНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ СТРАН ЕС С РОССИЕЙ ИЗНАЧАЛЬНО НЕ ЛЕГИТИМНЫ. КАЖДАЯ СТРАНА ПО ОТДЕЛЬНОСТИ ИМЕЕТ СВОЮ КОНСТИТУЦИЮ...Меркель подтверди...
  • Фил
    Этот ИУДА вего пугаеться,какой пугливый стал.Климкин испугался...

Атомную подлодку "Казань" приняли в состав Военно-морского флота

Атомную подлодку "Казань" приняли в состав Военно-морского флота

После многолетнего сдвига "вправо" атомный подводный ракетный крейсер "Казань" модернизированного проекта "Ясень-М" принят в состав Военно-морского флота РФ. "Газета.Ru" проанализировала тактико-технические характеристики новейшей субмарины и рассказывает о сильных и слабых сторонах новой боевой единицы ВМФ.

В Северодвинске на предприятии "Севмаш" под руководством главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Николая Евменова состоялась торжественная церемония приема в состав ВМФ АПК четвертого поколения "Казань" проекта "Ясень-М".

С юридической точки зрения "Казань" уже третий день несет службу в боевом составе ВМФ. 5 мая был подписан приемный акт, а 7 мая на субмарине был поднят военно-морской флаг. Изначально лодку должны были передать флоту в 2019 году, однако испытания субмарины затянулись, и передачу АПЛ перенесли сначала на 2020 год, а затем на 2021-й.

К-561 "Казань" проекта 885М (заводской № 161) относится к многоцелевым атомным подводным лодкам с крылатыми пакетами 4-го поколения. Разработчик проекта - "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит", главный конструктор - Владимир Пялов. Лодка была заложена 24 июля 2009 года, спущена на воду - 8 апреля 2017 года.

АПЛ этого проекта предназначена для уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, военно-морских баз, портов, корабельных группировок и других целей.

Водоизмещение корабля составляет: надводное - 8600, подводное - 13800 тонн (для сравнения - водоизмещение американских субмарин "Сивулф" составляет 7 460 тонн, "Вирджинии" - от 7 080 до 7 925 тонн, АПЛ "Астьют" ВМС Великобритании - 6 500 тонн). Надводная скорость субмарины – 16 узлов, подводная - 31 узел. Рабочая глубина погружения – 520 метров, предельная - 600.

Оружие к бою

"Казань" вооружена восемью 533-мм торпедными аппаратами в средней части лодки. Боекомплект составляет 30 торпед (в том числе самонаводящиеся телеуправляемые торпеды УСЭТ-80, крылатые ракеты большой дальности 3К10 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК "Водопад", мины, в перспективе - тепловые самонаводящиеся торпеды "Физик").

Главным вооружением проекта 885М являются универсальные ПУ, аналогичные УКСК 3С14, позволяющие применять 32 противокорабельных ракет П-800 "Оникс" (2 ряда по 4 модуля пусковой установки вдоль бортов в корпусе лодки за ограждением выдвижных устройств) и до 50 крылатых ракет "Калибр-ПЛ", а также в перспективе гиперзвуковые КР 3М22 "Циркон".

Как отмечает в разговоре с "Газетой.Ru" независимый эксперт в сфере военно-морского флота Максим Климов, "Калибры", "Ониксы" и "Цирконы" - это очень хорошо. Однако до точки их пуска нужно еще дойти и дожить.

"А вот с этим у наших подлодок имеются серьезные проблемы", - полагает Максим Климов.

Климов напомнил о низкой эффективности комплекса противодействия "Модуль-Д" отечественных АПЛ 4-го поколения, о чем специалисты писали в специальной прессе еще в 2010 году, и проблемы по этой системе требуются на уровне принципиальных решений. Тем не менее, комплекс принят ВМФ и выпускается серийно.

"Несмотря на великолепный задел по антиторпедам типа "Ласта" (она получилась намного лучше, чем ожидалось), все сроки оснащения ими наших подлодок сорваны, то есть фактически противоторпедной защиты у отечественных субмарин нет", - считает Максим Климов.

По мнению эксперта, решение здесь может быть только одно - жесткая позиция заказчика по безусловной сдаче АПЛ с предусмотренными (требованиями и госконтрактам на них) антиторпедами. Технических проблем нет, а организационные могут быть решены только жесткой постановкой вопроса заказчиком. Однако этого как не было (АПЛ "Северодвинск"), так, видимо, и нет (субмарины "Князь Владимир" и "Казань").

"Что касается подводного оружия, то мы имеем абсолютно недостаточную статистику испытаний, причем с намеренным игнорированием стрельбы перспективными торпедами в условиях применения новых средств противодействия. Без этого не только нормальное освоение оружия невозможно, но и просто выявление всех проблем и недостатков", - полагает Максим Климов.

"Необходимо подчеркнуть, что у нас есть необходимый потенциал и научно-технический задел, чтобы иметь эффективные современные подводные силы и эффективное подводное оружие. Все наши проблемы имеют сугубо организационный, а не технический характер.

И одна из главных проблем - готовность флота и Минобороны принимать в состав корабли с критическими недостатками (и фактически не соответствующие заданным требованиям)", - говорит эксперт.

В качестве положительного примера он приводит фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Жесткая позиция заказчика позволила не только довести перспективную ЗРС "Полимент-Редут" до необходимого уровня готовности к боевому применению, но и в целом дала мощный импульс промышленности по дальнейшему совершенствованию корабля.

В дальнейшем флоту планируется передать 7 подводных лодок проекта 885М, среди которых К-573 "Новосибирск", К-571 "Красноярск", К-564 "Архангельск", а также еще не получившие тактические номера "Пермь", "Ульяновск", "Воронеж" и "Владивосток".

Начиная с АПЛ "Новосибирск", субмарины этого проекта могут получить на оснащение крылатую ракету "Калибр-М" с дальностью стрельбы свыше 4 тыс. километров.

Акустические проблемы

По словам Максима Климова, отсутствие на АПЛ "Казань" характерного для всех современных атомных подводных лодок водомета однозначно свидетельствует о наличии существенного отставания проекта 885М от современных АПЛ ВМС США, Великобритании и Франции по скрытности, в первую очередь, величине малошумной скорости.

Вместе с тем, полагает эксперт, это не является особо критичным вопросом.

"Написать в тактико-технических требованиях можно хоть 25 узлов малошумной скорости, но реально это будет недостижимо по объективным возможностями отечественной промышленности. При этом на малых скоростях шумность наших АПЛ (уже начиная с 3-го поколения) весьма мала, близка к уровню фона океана, и при грамотных (и тем более нешаблонных) тактических действиях позволяет нашим подлодкам успешно противостоять зарубежным, что было неоднократно продемонстрировано нашими подводниками", - отмечает Максим Климов.

По его словам, достигнутый уровень малошумности наших подлодок объективно весьма достойный, и это является результатом большой работы всех профильных специалистов и организаций.

В ряде СМИ неоднократно поднимались вопросы якобы "критического отставания" отечественной гидроакустики от зарубежной.

По мнению специалиста, реально же технический уровень отечественных гидроакустических комплексов подводных лодок весьма высок, но опять же - с поправкой на объективные возможности промышленности (например, необходимости использования электронно-компонентной базы только отечественной разработки).

Максим Климов отмечает, что у российских разработчиков субмарин есть другая, не менее серьезная проблема: значительное отставание по внедрению новых технологий поиска подлодок, в том числе многопозиционных, с низкочастотным "подсветом" акватории, причем который может быть и скрытным.

"Данная ситуация еще более усугублена введением в промышленности жесткой централизации работ по радиоэлектронным средствам, и особенно по гидроакустике. С одной стороны, необходимые работы ведутся, однако по большей части из-за организационных проблем сроки получаются недопустимо большими. Отсюда и отставание в гидроакустическом вооружении кораблей отечественного ВМФ от соответствующих западных образцов", - рассказал Климов.

Тем временем в мире уже состоялась революция в новых средствах поиска подлодок, теперь уже неакустических. В первую очередь это касается возможностей специальных РЛС по обнаружению на поверхности воды возмущений, обусловленных движением в толще воды корпуса подводных лодок.

Несмотря на то, что именно в СССР еще в 1970-х годах начали исследование этих способов поиска, сейчас рядом специалистов и руководителей их реальная эффективность ставиться под сомнения (несмотря на наличие объективных результатов обнаружений).

Существует обоснованное мнение, что с учетом этого фактора возникают серьезные вопросы по целесообразности строительства подлодок большого водоизмещения.

"Фактор новых возможностей неакустических средств поиска ставит жесткий вопрос по не оптимальности размерности ПЛАРК проекта 885М и необходимости создания АПЛ 5-го поколения существенно уменьшенного водоизмещения (даже нового проекта "Хаски")", - полагает Максим Климов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх