На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 639 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leon D
    Так за попытку или за совершение? В ст. 275 говорится о совершении.На Сахалине мужчи...
  • Вячеслав Денисов
    Когда в эуропэ появились таблички, что «русским здесь не рады», очень многие аплодировали. А насчет евреев вдруг пере...Владелец пиццерии...
  • Николай Герасименко
    Кто-то из власовцев поставил дизлайк этой хорошей новости. Я не кровожадный, но если мелкобриты в открытую называют н...Офицер Попов: чис...

Последний фильм Натальи Назаровой "Филателия" покажут в кино

В кино выходит фильм Натальи Назаровой "Филателия" — последняя работа постановщицы, которая скончалась в апреле 2025 года в возрасте 55 лет. Это трогательная история о хрупкой девушке с ДЦП и харизматичном моряке дальнего плавания. Главные роли в ленте, которая победила на фестивале "Окно в Европу — 2024", исполнили Алина Ходжеванова и Максим Стоянов.

Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков рассказывает, почему не стоит пропускать "Филателию" на большом экране.

В жизни редко все выходит, как задумано. Постановщица Наталья Назарова, несмотря на прогрессировавший рак, не задумывала фильм "Филателия" как прощальный. Но он им стал. ~В апреле 2025 года Назарова скончалась, не дожив до 56 лет~. Это произошло через полгода после премьеры "Филателии" на "Окне в Европу", откуда лента увезла гран-при, награду от кинокритиков и специальный отдельный приз "за пронзительный актерский дуэт" Алины Ходжевановой и Максима Стоянова.

В этом дуэте персонаж Стоянова должен был выступить противоположностью героини Ходжевановой, но и тут все вышло немного иначе. ~Харизматичный моряк Петя внезапно пришвартовывается в жизни Яны — одинокой мурманской девушки, которая работает на почте, собирает марки и старается не унывать посреди реальности, где не жалуют людей с ДЦП~. Пришвартовывается — и так же внезапно обнаруживает, что у них много общего: у него то же больное сердце (фигурально и буквально), та же хромота (Стоянов где-то травмировал ногу, пришлось переписывать сценарий). Та же, в общем, поломанность жизнью.

~"Филателия" стала последней картиной Назаровой — и неотделима теперь от этого контекста~.

От житейских Петиных реплик про то, что мы все скоро умрем, что неизвестно, кому сколько отведено, внутри все холодеет, поскольку эти слова рефлекторно воспринимаются как отпечаток страшного предчувствия. Но предчувствие, ожидание — не страшные, а вообще — пронизывают весь маленький мирок "Филателии". Тут ждут всегда и всего: писем с другого конца света, родных и любимых из долгих рейсов, заветных выпусков новостей, модернизации почтового отделения. И редко чего-то дожидаются.

Одним из центральных образов в ленте выступают окна — через них герои смотрят на другую, чужую жизнь, до которой будто бы вот-вот получится дотянуться, которую наконец удастся пощупать (у Назаровой многое направлено на усиление, но не на удовлетворение этой жажды тактильности: от имитации пленочного зерна до соблюдения платонического формата отношений Яны и Пети). Почтовые марки, закономерно часто попадающие в кадр, при окнах настоящих служат метафорической рифмой — это маленькие окошки в параллельные миры, которые героиня Ходжевановой трепетно хранит.

Одной из первых работ Назаровой по ту сторону камеры стал сценарий к фильму "Русалка", написанный в соавторстве с режиссеркой-дебютанткой Анной Меликян. "Филателия" кажется антитезой этой урбанистической сказки в духе "Амели" — про девочку с российского юга, которая сперва тоже, как Яна, ждала папу из моря, а потом наслала на родной дом ураган, отправилась покорять Москву и злополучно влюбилась в депрессивного рекламщика (болезненно привычное амплуа Евгения Цыганова).

В "Филателии" девочка с российского севера никуда не отправляется, никаких ураганов не насылает и вместо этого сама словно подчиняется окружающей ее стихии, врастает в пейзаж (блестящая работа операторки "Воздуха" Натальи Макаровой). Яна пассивна, ей вся жизнь досталась по наследству (от матери — ожидательность, от отца — коллекционирование марок), но Назарова не выписывает эту пассивность как порок. История Яны — в какой-то степени парафраз гриновских "Алых парусов", откуда вымыло всю феерию и сказку, а образовавшуюся пустоту заполнило северное сияние.

~Это хрустальное кино, выдержанное в завораживающих цветах авроры — и оттого парадоксально светлое; теплое и холодное, хрупкое и сильное одновременно; смешное — и разбивающее сердце~. В нем нет балабановской неотвратимости "Простого карандаша", первого сольного полного метра Назаровой, но есть место чуду: "Филателию" где-то в середине озаряет магическим реализмом (как известно, теплолюбивые светлячки на севере не водятся, но сюда каким-то образом залетают). Чуду — а значит, и надежде.

Как поет Виктория Иванова в парализующей колыбельной на стихи Александра Галича, "ты, дружок, до зари ясным светом гори и свети нам, свети, чтоб не сбиться с пути". Наталья Назарова оставила после себя фильм-светлячок. Он будет нам светить.

Название: "Филателия"

Дата премьеры: 14 августа 2024 года (32-й фестиваль российского кино "Окно в Европу", Выборг)

Дата выхода в прокат: 25 сентября 2025 года

Где смотреть: в кино

Продолжительность: 99 минут (прокатная версия) / 116 минут (режиссерская версия)

Режиссер: Наталья Назарова

В ролях: Алина Ходжеванова, Максим Стоянов, Ирина Носова, Илья Носков, Олеся Иванцова

 

Ссылка на первоисточник
наверх