На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 295 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Обычное дело, кругом одни дебилы.В Свердловской об...
  • Иван Иванов
    Для русских-чиновничий беспредел.Зато чурок напинать -целая проблема....Уральца выдворили...
  • Воробей
    Фрик. Возможно, ему есть смысл перейти на домашнее обучение, если у них там такая возможность предусмотрена.Oddity Central: м...

Андрей Колесников о столетии высылки российской интеллектуальной элиты

Сто лет назад из Советской России было отправлено несколько транспортов с интеллектуальной и интеллигентской (среди высылаемых были врачи, агрономы, инженеры) элитой страны. Советская власть дозрела до того, чтобы в период начала становления НЭПа, страшного голода в Поволжье и осознания невозможности любого несанкционированного мышления в стране выслать лучших из лучших.

"Философский пароход" был не один – только два из них вышли из Петрограда, но были еще и из Одессы и Севастополя. А также два поезда из Москвы. Один из них, например, увез в Ригу философа Федора Степуна, другой в Берлин – социолога Питирима Сорокина. 24 сентября, вспоминал Степун, "поезд уходил под вечер. На мокрой платформе грустно горели два тусклых керосиновых фонаря".

В принципе их судьба была решена Лениным, который еще до своего первого инсульта в мае 1922-го очень горячился по поводу контрреволюционной профессуры. Но и сама атмосфера в стране приготовляла изгнание, в том числе добровольное, тех, кто не покинул Россию еще раньше. Весной 1922 года решились на эмиграцию Владислав Ходасевич и Нина Берберова – тогда в Москве вдруг начали выдавать заграничные паспорта. В своих знаменитых мемуарах Нина Николаевна объясняла причины: "Конец появился в воздухе сначала как некая метафора, тоже коллективно-абстрактная, которая, видимо, становилась день ото дня яснее… Уничтожение пришло не личное каждому уничтоженному, но как уничтожение групповое, профессиональное и плановое". В июне 1922-го Ходасевич и Берберова отправились на поезде в Берлин через Ригу.

Личное отношение Ленина к некоторым из впоследствии высланных было запальчиво-отрицательным: еще в 1918 году в специальной статье он громил Питирима Сорокина. Что показательно, именно в 1922 году был образован журнал "Под знаменем марксизма", который был призван унифицировать, наконец, границы большевистского философского знания. Необходимость учреждения журнала в №1-2 этого издания в сравнительно мягких выражениях обосновывал Троцкий: "…весьма вероятны попытки различных идеалистических и полуидеалистических философских школ и сект овладеть сознанием рабочей молодежи". В №3 Ленин выступил гораздо резче в статье "О значении воинствующего материализма", по традиции пнув все того же Питирима Сорокина и на его примере показав, что марксистам надо бороться с образованными крепостниками, у которых есть многочисленные заграничные учителя и сотоварищи: "Вероятно, не малая часть из них получает у нас даже государственные деньги и состоит на государственной службе для просвещения юношества".

Еще раньше в письме партработнику Мясникову Ленин обосновывал необходимость отмены свободы печати, поскольку она означает свободу политической организации, что недопустимо. В феврале 1922-го он задался вопросом, на каком основании в России работают частные издательства (именно слух о его недовольстве описала Нина Берберова: "Говорили, что скоро "все" закроется"). Знаменитым письмом Дзержинскому 19 мая 1922-го за несколько дней до инсульта Ленин решил судьбу философской школы в России – ставился вопрос "о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции… Поручить все это толковому, образованному и аккуратному человеку в ГПУ". В августе XII Всероссийская конференция РКП(б) обсудила вопрос "Об антисоветских партиях и течениях". В резолюции говорилось: "…нельзя отказаться и от применения репрессий не только по отношению к эсерам и меньшевикам, но и по отношению к политиканствующим верхушкам мнимо-беспартийной, буржуазно-демократической интеллигенции". 10 августа Политбюро утвердило список высылаемых.

Философ Владимир Кантор обращал внимание на то, что одним из текстов, перевозбудивших Ильича, стал сборник статей о поразившей интеллигенцию книге Освальда Шпенглера. Книга "Освальд Шпенглер и Закат Европы" увидела свет в начале 1922-го, авторами ее были Николай Бердяев, Федор Степун, Семен Франк, Яков Букшпан. Три философа были высланы, Букшпан остался в России, в 1934-м был арестован в первый раз по делу Трудовой крестьянской партии, а в 1939-м расстрелян в Коммунарке. Книгу Ленин назвал "литературным прикрытием белогвардейской организации".

Мало кто из выдающихся философов хотел уезжать, даже несмотря на то, что они уже натерпелись страху от советской власти. "К эмиграции отношусь отрицательно", – говорил на допросе в сентябре 1922-го Федор Степун. Николая Бердяева несколько раз арестовывали. В 1920-м философа допрашивал лично Дзержинский, и после допроса, будучи впечатленным лекцией, прочитанной ему Николаем Александровичем, будущий лубянский истукан попросил товарища Менжинского: "Сейчас поздно, а у нас процветает бандитизм, нельзя ли отвезти господина Бердяева домой на автомобиле". Отвезли, впрочем, на мотоциклетке. Начальник тюрьмы куртуазно, как директор санатория где-нибудь в Давосе, спросил Бердяева: "Понравилось вам у нас?". С весны 1922-го Бердяев, как и многие, как Ходасевич с Берберовой, почувствовал перемены в воздухе. Лето этого года философ проводил в Барвихе. В тот единственный день, когда он ночевал в Москве, за ним пришли. Спустя неделю следователь объявил о планах высылки из страны под страхом расстрела. Высылалась группа ученых и общественных деятелей, которых, как сформулировал Бердяев, "признали безнадежными в смысле обращения в коммунистическую веру".

Кому-то удивительным образом удалось отпроситься. Густав Шпет до такой степени не хотел уезжать из России, что добился от Анатолия Луначарского вычеркивания из списков высылаемых. Философ поучаствовал в начинании наркома просвещения, Государственной академии художественных наук (ГАХН), которая существовала с 1921 года, и в ее деятельности успели поучаствовать очень многие из высылавшихся. Шпет стал главой философской секции, а потом и вице-президентом ГАХН, размещавшейся на Пречистенке в бывшей знаменитой мужской гимназии Поливанова, из которой кто только не вышел – от Волошина и Белого до Брюсова и Ботвинника. Шпета терпели, несмотря на то что его труд как раз 1922 года "Очерк развития русской философии" разъяснял причины умственного, а значит, и политического отставания России. Впрочем, там же он указал на причины, по которым остался – романтически надеялся на возрождение философии в России: "…моя вера в русский Ренессанс, в новую, здоровую народную интеллигенцию, в новую, если угодно, аристократию, аристократию таланта, имеет основание".

В 1929-м в ГАХНе начались аресты. В 1930-м Академию закрыли. В 1934-м после убийства Кирова Шпет констатировал: "Ну что ж, теперь начнутся аресты". Весной 1935-го НКВД пришел за философом.

В это время по ту сторону границы каждый из высланных выживал как мог. Например, Федор Степун занял профессорскую должность в Дрезденской высшей технической школе, но вскоре на него стали писать доносы – уже не большевистские, а нацистские: он не выполнил закон 1933 года о "переориентации профессионального чиновничества": "Степун многократно в своих лекциях отрицал взгляды национал-социализма". Впрочем, Ивана Ильина тоже выслали из гитлеровской Германии, хотя его взгляды были ультраконсервативными и философ оправдывал фюрера ("…он остановил процесс большевизации в Германии").

Словом, философы чувствовали себя зажатыми между двух жерновов, готовых их перемолоть с одинаково впечатляющей энергией. Не сбылись надежды Семена Франка, который хотел передать Европе поучительный опыт, чтобы она избежала "бессмысленного нагромождения бесцельных зверств, мерзостей и страданий": "…мы, русские, побывавшие уже в глубинах ада, поможем и другим найти путь к духовному воскресению".

Философия и социология лишь немного приподняли голову на рубеже 1950-1960-х годов в поколении, к которому, например, принадлежали Мераб Мамардашвили и Юрий Левада. Почему-то образованным слоям в России на очередных витках истории уготована участь персонажей "Бега" Михаила Булгакова или "Бегства" Марка Алданова. И не каждый из изгнанных мог с нарочитым оптимизмом, который потом не оправдался, сказать вслед за отъезжавшим Ходасевичем: "Вам под ярмо подставить выю / И жить в изгнании, тоске, / А я с собой мою Россию / В дорожном уношу мешке".

Он имел в виду мешок с восьмитомником Пушкина...

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх