
Бывший главный тренер сборной России по футболу Борис Игнатьев скончался на 86-м году жизни. В комментарии "Газете.Ru" почетный президент РФС Вячеслав Колосков высказался о человеческих качествах специалиста.
"У меня рак? Меня никто не оповещал"
Борис Игнатьев ушел из жизни в ночь на 27 января. Известно, что знаменитый тренер серьезно болел: в прошлом году у него диагностировали онкологическое заболевание.
Информацию о кончине специалиста подтвердила его жена Ирина Игнатьева."К сожалению, Бориса Петровича не стало. По всей видимости, это последствия онкологии и проблем с сердцем. Дата похорон пока не определена", - сказала она РИА Новости.
О болезни Игнатьева стало известно в декабре 2024 года. Как сообщал Telegram-канал SHOT, экс-тренеру сборной диагностировали новообразование в желудке. Врачи также назначили терапию из-за кардиомиопатии - сердечной недостаточности. Заболевание характеризуется изменениями в структуре и работе миокарда - сердечной мышцы.
Сам он в тот момент отреагировал иронически, признав, впрочем, что проблемы со здоровьем у него есть.
"СМИ пишут, что у меня выявили рак? Я не знаю пока, меня об этом никто не оповещал, давайте не будем торопиться. В целом здоровье оставляет желать лучшего. Прошла операция на желудок, серьезная, но не особо, чтобы кричать "караул", но это были не опухоли. Сейчас идет реабилитация", - заявил он ТАСС.
В апреле прошлого года появилась информация, что состояние Игнатьева резко ухудшилось. Он признал, что почувствовал слабость, но предпочел уйти от обсуждения этого вопроса.
"У всех своя жизнь, свои заботы. Я не вижу смысла обсуждать эту тему, потому что она закончится на уровне разговоров", - заявил он.
Однако болезнь прогрессировала. "Mash на спорте" приводит подробности последних дней специалиста. Сообщается, что незадолго до ухода из жизни Игнатьев резко похудел на 15 кг и перестал говорить. В январе он провел в больнице более двух недель. Накануне дома ему резко стало хуже - упало давление, он перестал реагировать на слова близких. Ему вызвали скорую, но помочь Игнатьеву врачи не смогли.
"Никогда никому ни в чем не отказывал"
Соболезнования в связи со смертью Бориса Игнатьева в беседе с "Газетой.Ru" выразил почетный президент РФС Вячеслав Колосков. Он отметил человеческие и профессиональные качества тренера.
"Самое ценное - это его человеческие качества. Я не просто с ним хорошо знаком, а работал с ним вместе, он был при мне тренером юношеской команды, стал чемпионом Европы. Была потрясающая молодежная команда: Саленко, Кирьяков - такие звезды играли. И тренером национальной сборной он был. Сам прошел хорошую школу как футболист-профессионал.
Но самое главное - он один из ярких представителей советской школы футбола, с хорошими знаниями и с хорошей методикой, с современным подходом к тренировочному процессу. А у него он всегда был связан с воспитательным процессом, что немаловажно было в те годы, особенно с юношескими и молодежными командами. Отсюда такое уважение к нему как к специалисту.
И, конечно, его отличала такая, знаете, простота, широта души. Он ни разу никому ни в чем не отказал - в какой-то просьбе помочь, что-то разъяснить. Настолько был открытый и доброжелательный - очень редко в жизни встретишь таких людей.
И в футбольной сфере таких единицы - тех, кто готов поделиться всеми своими знаниями, чтобы кому-то помочь, повысить мастерство, узнать что-то новое о тренировочном процессе. До последнего момента, даже когда заболел, был в строю, выступал в прессе, у Гершковича в Объединении отечественных тренеров играл ведущую роль, готовил методические пособия. Мы потеряли выдающегося человека - хорошего тренера и яркого представителя советской тренерской школы. Мне очень жаль. Мои самые искренние соболезнования семье, родным, близким и всем друзьям Петровича – к которым отношу и себя", - сказал Колосков.
"Я был молодой и красивый, а теперь - только красивый"
Игнатьев-футболист был воспитанником "Спартака", но его карьера на профессиональном уровне продлилась сравнительно недолго - 12 лет, треть из которых он посвятил горьковской "Волге". А в 1973 году он дебютировал на тренерском мостике, став ассистентом наставника владимирского "Торпедо" Ивана Золотухина.
Но уже в 1976 году Игнатьев стал тренировать самостоятельно, и сразу — на национальном уровне. Ему доверили руководить юношеской сборной СССР среди игроков до 19 лет. На этом посту он оставался до 1989 года и именно с этой командой добился главного достижения в тренерской карьере, выиграв юношеский чемпионат Европы — 1988. В той команде блистали будущие звезды отечественного футбола - Юрий Никифоров, Олег Саленко, Сергей Кирьяков, Омари Тетрадзе и другие.
Позже специалист работал в сборной России в штабах Павла Садырина и Олега Романцева, а летом 1996 года возглавил команду самостоятельно. Но проработал он недолго: в отборочном турнире ЧМ — 1998 сборная стала второй в группе, а в стыковых матчах проиграла Италии и впервые за 20 дет не попала на мировое первенство. Результаты команда показывала плохие, а игроки не являлись на сборы, не уведомляя тренера. Кроме того, Профессиональная футбольная лига, тогда отвечавшая за проведение чемпионата страны, отказала Игнатьеву в просьбе перенести заключительный тур первенства в связи с ответным стыковым матчем с итальянцами, в итоге тур прошел за шесть дней до матча в Неаполе, который российская сборная проиграла со счетом 0:1.
Пробовал тренер свои силы и за границей. Завершив работу с юношеской сборной, он уехал в Эмираты, где подписал контракт с местным малоизвестным клубом - по словам Игнатьева, по сути, любительским. Как он вспоминал, игроки в свободное от футбола время работали: кто-то был полицейским, кто-то - пожарным, кто-то - банковским сотрудником. А организовать рабочий процесс было трудно, с дисциплиной были проблемы. Тем любопытнее, что специалисту платили большую зарплату.
"Контракт хороший был - $35 тыс. в месяц. Но из них я получал $800. Остальные деньги забирал спорткомитет. Потом мне Колосков пробил повышение. Меня по этому поводу даже вызывали на партсобрание в Эмиратах: "Как это ты будешь больше посла получать?" У посла зарплата была $1200 - и мне такую же сделали", - говорил Игнатьев в интервью Sport24.
Позже он работал в Ираке, в Саудовской Аравии и в Китае, также дважды приходил в киевское "Динамо" в качестве помощника главного тренера - при Валерии Газзаеве и Юрии Семине. Последним же местом работы Бориса Игнатьева было московское "Торпедо", которое он сначала тренировал, а позже стал вице-президентом клуба и оставил эту должность в 2018 году.
В последние годы специалист не оставался в стороне от футбола. Он, в частности, выступал в СМИ в качестве эксперта, при этом его высказывания отличались четкостью и структурностью. В 2024 году, обсуждая с "Газетой.Ru" возможный переход в "Акрон" Артема Дзюбы, он произнес фразу, которая, пожалуй, лучше всего говорит о его характере и об отношении к жизни:
"Сможет ли он помочь команде, время покажет. Мы давно не видели его в деле. Я тоже когда-то был молодой и красивый, а сейчас - только красивый".
Свежие комментарии