Газета.ru

5 907 подписчиков

Свежие комментарии

  • Павел К
    :) Надо же, аж гектар, аж в Архангельской области, в Карелия и Коми, аж бесплатно и аж с 1 августа. И это при наших-т...Жители арктически...
  • StarPer
    Оборзевшая депутатская братва из 90-х.Уральский депутат...
  • Nikolai Baranixin
    Значит, "своим" будет позволено отстреливать и тигров, и маралов, и ведмедей, всех! "Свои" ведь. И конечно же, "в вид...В России разрешил...

Александр Цыпкин о том, почему в России нет института репутации

Александр Цыпкин о том, почему в России нет института репутации

Вот она – колонка диванного специалиста на тему, почему в России так хорошо жить.

Как только произошла эпическая история с сетью магазинов высокодуховной и омолаживающей еды "ВкусВилл", у меня взорвался телефон от звонков с просьбой дать комментарий. Вспомнили обо мне, разумеется, не как о писателе, а как о беспринцЫпном пиарщике или, говоря пафосно, эксперте по стратегическим коммуникациям с богатым опытом ответов на вопрос: "Как нам вылезти из этой инфожопы?".

Спрашивали, естественно, о том, что я думаю относительно извинений, принесенных "ВкусВиллом" галактическому народу и правительству за то, что маркетологи сети по недоразумению и без злого умысла, находясь в состоянии аффекта, использовали богомерзкий образ ЛГБТ в своей рекламе. Раскаяние было публичным, с участием практически всего коллектива компании вместе с родственниками и домашними животными.

Я дал один коммент, а потом сказал: "А давайте вернемся к этой острейшей теме недели через две, три, когда поймем реальные последствия произошедшего". Журналисты ответили: "Обязательно! Прямо сейчас начинаем неистово ждать!". И я опять же всех расстроил: "Только вы мне не позвоните, потому что уже через три дня вы не вспомните о кейсе, а все, кто сейчас клянутся сжечь данный магазин, будут спокойно стоять в очереди в кассу.

Мы создали общество окончательного потребительского пох... простите, равнодушия, и оно живет по своим законам". Мне не поверили. Прошло три недели. Ни одного звонка. Вот объявилась честная девушка из "Газеты.Ru", и то потому, что у нее напоминалка, наверное, стояла. Уточнила, что я имел в виду под потребительским равнодушием и откуда у нас это приложение в ДНК установилось. В инсте коротко по этой теме прошелся, ну а здесь отвечу развернуто.

Начну с тезиса. В России потребительское поведение не связано с таким понятием, как репутация, точнее, репутация как ценность бренда вообще отсутствует, если мы говорим именно о голосовании кошельком. Иными словами, и гомофобы, и геи будут покупать продукты во "ВкусВилле", если им удобно и выгодно, и не будут, если им неудобно и невыгодно. При этом абсолютно не имеет значения, что они при этом пишут в соцсетях. Помните, как все возмущались жестокостью кого-то из "Чистой линии"? И что? Продажи упали? Нет. А сколько билось в истерике из-за "Сосу за копейки" или "Сяду на лицо"? Покричали и пошли в магазин. Аналогично с реакцией на высказывания или вскрывшиеся истории из темного прошлого разного рода селебрити.

Это в США Кевина Спейси выпилили из кино за то, что слух прошел о его неподобающем поведении в прошлом веке. И не потому, что продюсеры такие уж высоконравственные, а из-за реального риска, что зритель не пойдет в кино или иск какой прилетит. У нас же выльются тонны нечистот в комментах на какого-нибудь актера, но на кассу фильма это не повлияет. В целом, это касается даже политических фигур. Не думаю, что наш избиратель, углядев в каком-нибудь партийном списке человека, который далек от морально-нравственного совершенства (очень далек, вне зоны видимости), рассмотрит эту информацию в качестве мотивации голосовать против.

Удобно это все. Никакой народной материализованной реакции.

Теперь перейдем к объяснению этого феномена. В начале колонки я назвал себя диванным экспертом, то есть никакой науки за моими утверждениями нет, но как говорил Шариков: "В настоящее время каждый имеет свое право". Мой список причин такого равнодушия:

1. Регулярная тотальная смена идеологического вектора девальвировала любую идеологию, и это экстраполировалось на оценку самых банальных ситуаций. Если у нас вечная путаница с тем, кто Сталин – кровавый тиран или спаситель отечества, неясность со статусом Горбачева, двусмысленность с ролью Ленина, то чего уж копья ломать из-за того, поддерживает лавка геев или не поддерживает. Тем более и по ним-то все сомнительно. Чайковский и Меркьюри вроде как… ну вы поняли. Короче говоря, верить не во что, от этого верят только в деньги, а они, как известно, отпарфюмированы до предела.

2. Сетевая шизофрения. Весь запал на сильные поступки люди расходуют в сетях. Ставят лайки к благотворительному посту, но не переводят деньги. Постят свечки, даже не спрашивают, как помочь семьям погибших. Неистово критикуют власть, но на выборы просто не приходят, и так далее. Люди живут разной жизнью. Они смелые и принципиальные в сети, но инертные и безразличные в офлайне, так как им кажется, что все необходимое они уже сделали.

3. Ультракороткая память. "Какой-такой "ВкусВилл"?" – спросят почти все уже через день. Слишком много более эмоционально весомых событий происходит каждый день. Страна большая, устроена пока так себе, каждый день что-нибудь случается. Упомнишь тут все.

4. Собственный низкий уровень морали и осознанности. Всеобщая мантра "Живи и дай жить другим". А под этим "живи" такое может подразумеваться, что Данте бы похолодел и срочно добавил пару кругов в свой адский стадион.

И это я набросал, на первый взгляд, без усердия. Сами можете дописать еще с десяток. Вот, кстати, и на эту колонку многие, думаю, накинутся, но уже через день, прочитав какой-нибудь мой пост в инсте, скажут: "Милейший человек, куплю его книгу".

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх
,,