Наиболее уязвимой аудиторией для кибермошенников в России оказались граждане в возрасте от 25 до 39 лет. На их долю приходится 32,5% упоминаний о случаях обмана в социальных сетях, свидетельствуют данные мониторинга исследовательского центра Sidorin Lab (SL) за первое полугодие 2025 года.
"Газета.Ru" ознакомилась с результатами исследования.
Всего специалисты зафиксировали более 507 тыс. пользовательских сообщений, посвященных онлайн-мошенничеству. Из них треть — от молодых и активных россиян. За каждой цифрой стоит реальная история: взломанный аккаунт во "ВКонтакте", липовый звонок "из банка", фейковая акция на маркетплейсе.
Среднемесячный объем дискуссий составил около 86 тысяч сообщений, а суммарный охват превысил 130 миллионов пользователей.
После наиболее активной возрастной группы 25–39 лет следуют граждане 40–59 лет (31,4%). Наименее вовлечены в обсуждение по теме онлайн-мошенничества пользователи младше 18 лет (2,9%) и старше 60 лет (20,8%).
"Сегодня в зоне риска вовсе не пенсионеры, а экономически активные граждане, ИТ-специалисты и крупные компании. Для мошенников важна не доверчивость, а доступ к деньгам и данным", — пояснила генеральный директор Sidorin Lab Дарья Свистунова.
Эксперты также перечислили основные сценарии атак.
Деятельность от лица госструктур и взлом профилей на госсайтах (15,1%). Преступники представляются сотрудниками банков, "Госуслуг", социальных служб или крупных компаний. В 21% сообщений этого типа упоминалось мошенничество под видом Госуслуг.
Телефонное мошенничество (11,9%). Один из наиболее распространенных сценариев: звонки с запугиванием, подменой номера и манипуляцией.
Мошенничество в соцсетях и мессенджерах (9,7%). Включает взломанные аккаунты, поддельные страницы, фальшивые акции и сообщения от имени знакомых. В 21% сообщений этого типа упоминалось мошенничество во "ВКонтакте".
Кредитные мошенники (5,1%). Сценарии связаны с попытками оформить кредит на жертву, либо выманить предоплату под видом "помощи" с займом.
Маркетплейсы/сайты купли-продажи (3,5%). Обман в процессе онлайн-покупок и продаж на популярных платформах. Также упоминались фейковые розыгрыши от представителей маркетплейсов.
Люди 25–39 лет знают, как работает интернет. Но именно скорость жизни и привычка действовать "на автомате" превращают их в удобную цель. Аферисты бьют не по наивности, а по спешке, усталости и перегрузке уведомлениями, считают аналитики.
"Чем технологичнее атака, тем важнее самый древний способ защиты — критическое мышление. Нужно вовремя остановиться, подумать и усомниться. Ни одно шифрование не спасет, если человек сам открывает дверь аферисту", — подытожила Свистунова.
Свежие комментарии