Газета.ru

6 071 подписчик

Рецензия на фильм "Время" М. Найта Шьямалана

Рецензия на фильм "Время" М. Найта Шьямалана

Главная кинопремьера недели — фантастический фильм "Время", новая картина мастера триллеров М. Найта Шьямалана. По сюжету несколько семей оказываются на таинственном пляже, где время течет быстрее: полчаса здесь идут за год, в два дня укладывается целая жизнь. Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков рассказывает, что мешает этой ленте стать одной из лучших в карьере автора "Шестого чувства".

С М. Найтом Шьямаланом по-прежнему актуально давно выведенное правило: его или не любишь вовсе, или любишь беззаветно, просто с эпизодическими усилиями. "Время", экранизация причудливого швейцарского комикса "Замок из песка" про пляж, где клетки стареют в ускоренном режиме, как раз из таких. В процессе приходится бороться с раздражением, Шьямалан, разумеется, не идет зрителю навстречу — вернее, идет совсем не в тех местах, где на то рассчитываешь. В фильме хватает спорных решений. Тут довольно нелепый грим и CGI, тогда как операторская работа иногда сбивает с толку - Майк Гиулакис, уже снимавший для Шьямалана, а также Дэвида Роберта Митчелла и Джордана Пила, порой выбирает какие-то психопатические ракурсы, немного некстати берется за любимое панорамирование и еще почему-то стыдливо сторонится мясорубки.

Но это, в сущности, пустяки; фундаментальная проблема у "Времени" всего одна.

Лента отчаянно стремится к реализму, тем самым вступая в конфликт с собственным содержанием. Те вещи, что функционировали в комиксном медиуме, способном позволить себе гораздо больше условности без ущерба погружению, здесь рассыпаются и развеиваются. Подобно телам на таинственном пляже, что успевают целиком разложиться за несколько часов. "Замок из песка" Фредерика Питерса и Пьера Оскара Леви (недавно, кстати, изданный на русском) избегал прямолинейности и оставался по-притчевому схематичным. В графической новелле даже не уточнялось, почему время движется иначе на злополучном берегу, — все ограничивалось теориями, предложенными самими героями. Из-за этого сюжет ощущался в первую очередь философским, нежели приключенческим. Его пронизывали метафоричность и абстрактность, и неспроста: сценарист комикса Леви, изначально будучи режиссером-документалистом, осознавал, что любая буквальность пойдет "Замку" только во вред.

На экране же история наливается дурашливым сайфаем и напряженным пафосом, в результате напоминая Шьямалановский кавер на Кристофера Нолана. Никаких самолетов во "Времени", по счастью, не взрывают, бюджет не того порядка, однако имеется обязательный плот-твист, подробно (и напрасно) разъясняющий природу и причины происходящего. Загвоздка в том, что для честного соседства с лентами Нолана фильму отчаянно не хватает мелкой изобретательности — хитрых визуализаций царящего хай-концепта. Вместо этого картина злоупотребляет одним-единственным приемом с ускоренным заживлением ран (однажды ему противореча), а в остальном тешится сомнительными каламбурами вроде призыва "не торопить время".

Это несколько фрустрирует, поскольку "Замок из песка" — материал, идеально подходящий автору "Знаков". Который по большому счету увлечен ровно двумя вещами: силами, значительно превосходящими человека в своей могущественности (и что, собственно, может быть могущественнее времени), а также неблагополучными семьями, так и просящимися под микроскоп. Совсем уж трепетно и нежно постановщик касается темы детства (вокруг нее вьется центральный нерв новой ленты), и для него самого это, похоже, больное место: начиная с "Шестого чувства" режиссер в трогательной манере включает в DVD-издания картин отрывки из своих подростковых упражнений на Super 8.

При этом "Время" нельзя назвать провалом. Тут мы, во-первых, возвращаемся к исходной позиции: работы Шьямалана (и реакции на них) в целом носят биполярный характер — противоречивые, дурацкие и гениальные, эти ленты либо глобально нравятся, либо глобально нет. Во-вторых, при всех попытках сделать обратное картина все-таки не убивает до конца изначальную притчу — и в финале оставляет по-настоящему гнетущее впечатление экзистенциального толка, довольно редкое для беллетристического кинематографа Шьямалана. В-третьих, с индустриальной точки зрения "Время" — это почти подвиг, совершенный не только под натиском коронавирусных ограничений (режиссер, вынужденно оказавшийся на передовой постковидного производства, за свой счет поселил всю съемочную группу в отеле, включая технический персонал), но и в тревогах сезона ураганов, что одолел побережье Доминиканской Республики осенью 2020 года. Ради этого, наверное, не так уж страшно немного состариться — в нашем случае это будет всего пара часов.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх