Китайским звездам TikTok пришлось извиняться перед подписчиками за дорогие покупки и большие счета в ресторанах, после того как информагентство "Синьхуа" упрекнуло их в расточительстве и пропаганде потребительского образа жизни. Китайские соцсети уже начали блокировать аккаунты, не соответствующие ценностям "трудолюбия и бережливости", а также бороться с рекламой. Это бьет и по блогерам, и по рекламодателям. Почему в Китае борются с модой на роскошь, разбиралась "Газета.Ru".
Государственное информагентство "Синьхуа" раскритиковало нескольких популярных китайских TikTok-блогеров за ролики, в которых они демонстрировали роскошный образ жизни и бездумное потребление. Одному инфлюэнсеру, выкладывающему видео под ником Big Logo ("Большая шишка") и имеющему больше 27 млн подписчиков на китайском видео-хостинге Douyin, еще на прошлой неделе досталось за то, что он обедает в дорогих ресторанах. В воскресенье, 18 апреля, он заявил, что раскаивается в публикации "бездумных" видео о роскошных президентских люксах в дорогих отелях.
Другому блогеру по имени Сяоюй (Xiaoyu) предъявили претензии за видео из перинатального центра, пребывание в котором за месяц обойдется в 2 млн юаней (больше 23 млн рублей). Он также извинился за "слишком развлекательный" и "вводящий в заблуждение" контент.
Оба тиктокера, которых "Синьхуа" упрекнуло за пропаганду "порочных настроений в обществе", разместили видео с извинениями в своих аккаунтах, а те ролики, за которые их обвинили - удалили. Подписчикам же видео-хостинг Douyin разослал напоминание: "Пожалуйста, потребляйте рационально".
В той публикации информагентство предупредило китайцев о растущей популярности видеороликов, демонстрирующих богатство и радости потребления. По оценке агентства, блогеры, размещающие такие клипы в соцсетях, "слепо преследуют собственную выгоду от просмотров и забывают про социальную ответственность".
В статье приведены и другие примеры неадекватного расточительства инфлюэнсеров, демонстрирующие их доходы от рекламы: стрижка за 10 тыс. юаней (115 тыс. рублей), кровать за 350 тыс. юаней (4 млн рублей) и костюм за 400 тыс. юаней (около 4 млн рублей).
"Они противоречат общепринятым ценностям усердия, бережливости и трудолюбия, - говорится в публикации. - Такой контент скажется на ценностях и отношении аудитории к богатству в долгосрочной перспективе, оказывая негативное влияние, которое нельзя игнорировать".
Блогер Big Logo согласился с критикой, но сказал в свое оправдание, что блогеры только "делятся опытом, а не заставляют людей покупать дорогие вещи". Однако рекламодатели рассчитывают, что "делясь опытом", блогеры также расскажут об их товарах и услугах, которые подписчикам захочется приобрести. А те, кто не сможет себе этого позволить, в результате будут испытывать недовольство, провоцируя в обществе конфликты на почве социального расслоения.
К примеру, в видеоролике, посвященном экстравагантному перинатальному центру в Шанхае, блогер Сяоюй показывал, в каких условиях молодые матери могут провести юэцзы - первый месяц после рождения ребенка. Он снял ролик в палате площадью 800 квадратных метров, нахождение в которой стоит 100 тыс. юаней за один день и почти 2 млн юаней за месяц, что включает услуги экономки, частного врача, диетолога и бригаду медсестер. "За всем этим стоят деньги", - подытожил блогер.
Видео-хостинги Douyin и Kuaishou уже начали расправляться с видео, пропагандирующими расточительность и потребление. По данным Douyin, за первые два месяца 2021 года на платформе заблокировали почти 4 тыс. аккаунтов, которые якобы прославляли богатство и элитарное потребление.
Компания заявила, что стремится продвигать "рациональное отношение к потреблению, научный и цивилизованный образ жизни" и создавать "здоровую атмосферу" в обществе. В Kuaishou последовали этому примеру, в начале марта заявив, что за тот же период "почистили" от назойливой рекламы и противоречащих ценностям платформы видео более 10 тыс. аккаунтов, а некоторые - и вовсе удалили.
В данном случае удар приходится не только на самих блогеров, зарабатывающих на рекламе в своих профилях, но и рекламодателей, размещающих у них объявления.
В сентябре прошлого года, после речи главы Китая Си Цзиньпина, направленной против излишнего потребления еды, китайские соцсети заблокировали 13 600 аккаунтов видеоблогеров, которые размещают ролики в жанре мукбанг. Этим термином, пришедшим из Кореи, называются популярные в Китае видео-трансляции поедания большого количества блюд.
Свежие комментарии