На фоне обвала авторынка отечественные и китайские автопроизводители увеличили траты на рекламу и продвижение своих моделей на радио, дорожных билбордах, в телевидении и журналах, выяснила "Газета.Ru". Причем такие мейджеры рынка, как Haval, Chery и Geely затянули пояса покрепче, а новички рынка Belgee и KGM активно инвестируют в маркетинг.
Только так сейчас возможно остаться на плаву, убеждены эксперты, опрошенные "Газетой.Ru".Расходы автопроизводителей на офлайн-рекламу (телевидение, радио, наружная реклама и пресса) в первом полугодии 2025 года выросли на 6% сравнительно с началом 2024-го, следует из отчета исследовательской компании Mediascope и маркетингово-коммуникационного агентства Twiga PR.
Во II квартале 2025 года российский авторынок стал быстро падать — продажи новых машин просели на четверть в сравнении с аналогичным периодом 2024-го, указывает агентство "Автостат". Вместе с этим производители стали проводить агрессивную маркетинговую политику, вкладывая все больше средств в продвижение. Наиболее жаркими в рекламных войнах выдался II квартал этого года:
автокомпании увеличили траты на 35% в сравнении с апрелем-июнем 2024 года.
Самые крупные вложения — у отечественной марки Lada, потратившей на рекламу за II квартал более 285 млн рублей — это в два раза больше в сравнении с тем же периодом прошлого года, говорится в исследовании. Всего же с начала 2025 года отечественный бренд направил на рекламу 598 млн рублей (+130%). Причем 90% из этих средств пошли на рекламу на телевидении и радиостанциях.
Ведущие китайские бренды, наоборот, сократили инвестиции в офлайн-рекламу на 50–65%.
Так, за шесть месяцев этого года Haval потратил 290 млн рублей (-51%) против 595 млн рублей за аналогичный период прошлого года. Компания Chery за тот же период потратила 542 млн рублей (-22%), Changan — 294 млн рублей (-25%), Geely — 125 млн рублей (-3%).
Зато активное наступление на потребителей развернули новички и аутсайдеры рынка. Так, бренд FAW, находящийся на периферии рейтинга продаж, за первое полугодие этого года вложил в рекламу 245 млн рублей — в шесть раз больше (39 млн рублей), чем за аналогичный период 2024-го. Стартовавший в этом году,
корейский бренд KGM (бывший SsangYong), уже потратил на рекламу 371 млн рублей,
уступив по сумме вложений лишь Lada и Chery. Примерно сопоставимый агрессивный стиль продвижения показывает и Omoda — 367 млн рублей + (21%).
Во втором квартале китайская компания Soueast также начала масштабную медийную поддержку бренда из-за снижения уровня узнаваемости среди россиян — 90% средств были направлены на радио, говорится в исследовании.
Зачем столько денег
Через агрессивный маркетинг автокомпании пытаются удержать внимание на фоне конкуренции и снижения продаж, полагает аккаунт-директор маркетингово-коммуникационного агентства Twiga PR Роман Скольский.
"Российский авторынок во II квартале 2025 оказался в условиях уникального давления: роста цен, утильсбора и дорогих кредитов. Но производители не бросили борьбу — они продолжают инвестировать в рекламу, пробуют новые каналы продвижения и разрабатывают альтернативные стратегии с упором на гибриды и локализацию", — отметил Скольский в беседе с "Газетой.Ru".
По его оценкам, отрасль демонстрирует способность к адаптации, хотя последствия коррекции еще предстоит оценить осенью. Помощь государства авторынку через льготные программы смягчает последствия кризиса, но высокая конкуренция мотивирует компании вкладывать деньги в бренд и клиентский сервис, полагают в агентстве.
"2025 год стал для российского авторынка испытанием на гибкость: снижение продаж заставило производителей не просто бороться за каждого клиента, но и пересматривать стандарты работы, в первую очередь через маркетинг и новые инструменты стимулирования", — сказал собеседник.
Автопроизводители все сильнее бьются за покупателя на фоне спада, и это абсолютно логично, пояснил автоэксперт Олег Мосеев в беседе с "Газетой.Ru". По его словам, компаниям жизненно необходимо сейчас привлекать к себе как можно больше внимания, чтобы распродавать стоки.
"У малопопулярных брендов другого выхода нет. Как правило, их невостребованность как раз связана с тем, что про них мало знают. Если они продолжат двигаться скромно, то их дела будут еще хуже", — пояснил Мосеев.
Зарубежные исследования показывают, что у самых "громких" в плане рекламы автокомпаний быстрее растет доля на падающем рынке, отметила в беседе с "Газетой.Ru" директор "Автомаркетолога" Татьяна Акимова.
"На мировом рынке фиксируется рост оптимизма маркетологов: в 2025 году большинство повышает бюджеты, перенося их в эффективные цифровые каналы, а вот "урезать все" — чаще всего контрпродуктивно. Для авто это критично из-за длинного цикла сделки и инерции узнаваемости", — пояснила эксперт.
Акимова добавила, что закрытия дилеров и ужесточение автокредитования в РФ вынуждают иностранные марки ужиматься, а отечественного лидера, наоборот, защищать свою долю активными рекламными кампаниями.
Как изменилась реклама авто
В 2025 году наблюдается тренд ухода авторекламы из традиционных носителей в более адресные форматы, заметила Акимова. В России он усиливается из-за падения продаж и закрытия дилеров — маркетинг концентрируется на предварительном одобрении и спецпредложениях. В итоге стратегии сдвинулись к предложениям "низкий платеж/лизинг + страховка", локальному таргетингу и связкам "калькулятор — заявка — предварительное одобрение", рассказала собеседница.
"Digital — основной двигатель охвата: доля цифровой рекламы, например, в Европе выросла до €118,9 млрд (+16% год к году), а в России интернет давно опережает телевидение по объему.
Наружная реклама вернулась: в России траты на digital-наружку в 2024 году выросли более чем вдвое, а доля digital достигла примерно 70%,
что работает на запуск, тест-драйвы и локальные предложения. Телевидение остается эффективным для масштабных запусков, но его доля снижается", — пояснила эксперт.
По ее словам, глобальный тренд задают онлайн-видео и CTV (интернет-телевидение), которые уже приносят в США почти 60% всей выручки от категории ТВ/видео. Кроме того, реклама внутри экосистем магазинов (retail media) стала одним из главных драйверов рынка в России. Другие популярные направления — рекламные ролики с возможностью сразу перейти к оплате, а также интеграции с маркетплейсами и финансовыми сервисами.
"Все активнее будут использоваться собственные клиентские данные и инструменты, связанные с искусственным интеллектом, чтобы персонализировать предложения", — подчеркнула Акимова.
Автоэксперт Мосеев считает, что при этом списывать со счетов такие традиционные рекламные каналы еще рано.
"Это вечный спор староверов с прогрессивной молодежью. Не надо забывать, что ~довольно большая аудитория слушает радио, особенно в регионах. И нужно понимать, что если у компании нет рекламы на федеральных каналах, то о глобальных продажах речи быть не может~. Если говорить о соцсетях, то у нас осталось мало площадок для рекламы. Число просмотров сократилось, и то многие считают, что их накручивают", — считает он.
По мнению Мосеева, реклама с блогерами также не принесет больших результатов, но можно сделать акцент на коллаборациях. Однако эксперт заметил, что воспринимать это стоит только как дополнительный канал рекламы.
Свежие комментарии