Частые походы детей к репетиторам несут множество рисков, а также могут быть признаком того, что родители так скрывают собственную тревогу. Об этом в беседе с "Газетой.Ru" рассказала Марина Май, основатель образовательных центров "Арт Академия-Академия отличий", эксперт в области интеллектуального развития и раннего образования детей.
По ее словам, в последние годы можно все чаще услышать от родителей: "Мы ищем репетитора" или "Без него никак — школа не справляется". И складывается ощущение, что репетиторство стало едва ли не обязательным атрибутом детства. Уроки, кружки, секции — и еще несколько раз в неделю "дополнительно" дома. Сначала вроде кажется: забота о будущем ребенка, инвестиция в образование. Но если копнуть глубже, возникает другой вопрос: а что на самом деле стоит за этой гонкой и кому она более выгодна — детям или взрослым?
"Многие родители для подготовки ребенка к школе начинают искать репетитора. С одной стороны, желание понятное: все хотят, чтобы ребенок вошел в первый класс уверенным и подготовленным лучше всех. Но есть нюанс. Индивидуальные занятия формируют у ребенка иллюзию, что учеба — это когда взрослый сидит рядом и по сто раз объясняет, пока не станет ясно. В школе так не будет. Учитель ведет урок для всех сразу, а значит, нужно уметь слышать с первого раза, концентрироваться, работать в условиях, где кто-то отвлекает, где приходится самому вникать, а не ждать "разжевывания", — объяснила она.
Если ребенок привыкает к тому, что материал "кладут в рот ложкой" ему персонально, в школе будет непросто.
Поэтому подготовка в группе — намного более эффективна. Там ребенок учится не только читать и считать, но и активно добывать знания, взаимодействовать со сверстниками, слушать учителя и выдерживать общий темп. Это — настоящая школа будущей самостоятельности."Есть еще одна проблема, о которой редко говорят вслух. Сегодня репетиторство — это не только помощь детям, но и огромный бизнес, целая индустрия. Существуют курсы для самих репетиторов под громкими названиями "Как зарабатывать в три раза больше и работать в три раза меньше". Что это значит на практике? Все просто: подсадить родителей и детей на регулярные услуги, превратить их в постоянных клиентов на годы вперед. Некоторые репетиторы делают задание вместо ребенка или готовят его вперед по теме, которую еще не давали в школе. Родители довольны: "Все сделано идеально". И вдруг, когда что-то меняется, например, при переезде, выясняется, что все задания выполнял репетитор. Но что при этом получает ребенок? Ноль опыта самостоятельной работы, ноль умения справляться с трудностями, а значит — зависимость от взрослого", — рассказала эксперт.
По словам педагога, не нужно быть вовсе против репетиторов. Более того, бывают ситуации, когда помощь действительно необходима
"Например, если ребенок пропустил важный блок программы и пробел мешает двигаться дальше. Если произошла смена школы или программы, и нужно время на адаптацию. Если у ребенка есть особенности восприятия, и нужна особая методика. Но! Репетитор — это точечный инструмент. Его задача — закрыть конкретную тему, помочь восстановить знания, научить стратегии. А не вести ребенка за руку годами, превращаясь в "второго учителя" на дому", — добавила специалист.
Почему родители так часто обращаются к репетиторам? По мнению Май, самая частая причина — это упущения в прошлом. Когда подготовкой к школе никто толком не занимался, или делали это поверхностно. Когда в начальной школе на "мелкий" пробел махнули рукой: "Потом догоним". Но потом не догнали. Проблема начинает расти, как снежный ком. Ребенок теряется, накапливает отставание, и родители в панике ищут репетитора, который "все разрулит".
"Еще один фактор — родительские страхи. Мы хотим гарантировать результат: "Лучше я переплачу, но буду спокоен". Но часто эта "спокойность" ложная. Ребенок учится не для себя, а ради отчетности перед мамой или папой. В итоге знаний по сути не прибавляется, зато теряется мотивация", — считает она.
Май также рассказала, чем это опасно для ребенка.
"Когда все расписано по минутам — школа, кружки, репетитор, — у ребенка не остается времени на главное: игру, общение, собственные инициативы. А именно там рождаются настоящие навыки — умение договариваться, проявлять фантазию, находить решения. Есть и другие риски: отсутствие учебной самостоятельности ("без репетитора я не справлюсь"); формирование зависимости от внешней помощи; выгорание и потеря интереса к учебе; заниженная или наоборот искусственно завышенная самооценка. Родители хотели "подстелить соломку", а на деле сделали ребенка менее устойчивым", — объяснила она.
Чтобы найти баланс, задайте себе честный вопрос: зачем мы ищем репетитора? Чтобы реально помочь ребенку или чтобы снять с себя тревогу? Если пробелы есть — да, репетитор поможет. Если это просто привычка "для надежности" — подумайте, не мешаете ли вы ребенку учиться справляться самому?
"Очень важно помнить: главная задача репетитора — не бесконечные объяснения, а научить ребенка учиться. Объяснить алгоритмы решений, снабдить знаниями как инструментами для решения поставленных задач. Искать информацию, пробовать, ошибаться, исправлять. Если этого нет, то даже самые высокие отметки будут пустыми", — добавила эксперт.
По словам Май, детям нужен не идеальный результат в дневнике, а опыт собственного пути. Опыт, где он сам приложил усилия и увидел: "Я могу". Репетитор может быть рядом — как инструмент, как временный помощник. Но он не должен отнимать у ребенка право на самостоятельность.
"Пусть в жизни будут и ошибки, и недочеты. Именно они делают знания настоящими, а личность — сильной. И тогда никакие экзамены и трудности не будут страшны", — резюмировала эксперт.
Свежие комментарии