На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 638 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Суржик (Пономаренко)
    Это не великий актер А. Ширвиндт. Это его бесталанный сыночек Миша... Такое же чмо болотное, как и те, за кого он гор...Телеведущий Ширви...
  • Владимир Петров
    Чёрные избили русского ребёнка. Одноклассника трудно найим?Краснодарский юно...
  • Grigorij Smoljakov
    Бухло там дорогоеБренд-шеф Ланд за...

Эксперт Каспарова: если взрослый кричит на официанта, то и ребенок считает это нормой

Когда ребенок идет в школу, родители думают о тетрадях, расписании и первых уроках. Это важная часть подготовки. Но у школы есть и другая сторона — новые отношения, необходимость слышать других и уметь говорить "нет". Эти навыки формируют чувство уверенности и помогают ребенку быстрее адаптироваться в классе.

Как научить ребенка выстраивать личные границы и уважать чужие, "Газете.Ru" рассказала эксперт проекта Учи.ру "Звонок для родителя", специалистом по речи и коммуникациям Седа Каспарова.

"Навык выстраивания уважительного общения в наше время так же важен, как знания по математике или чтению. Дети и взрослые регулярно сталкиваются с ситуациями, где важно остаться вежливым и проявить такт или же отстоять свои границы. В школе это проявляется особенно ярко: от первой ссоры на перемене до работы в команде. Опыт общения, полученный в эти годы, во многом определяет, как ребенок будет строить отношения дальше", — объясняет Каспарова.

Уважение — не про вежливость ради галочки, а про безопасность и спокойствие рядом с другими. Основы уважения закладываются с 2-3 лет и начинаются с осознания границ — как своих, так и чужих. С раннего возраста ребенку можно объяснять простые правила.

"Например: "когда злишься, можно сказать об этом словами или нарисовать злость на бумаге, но нельзя физически обижать других". Или: "прежде чем взять чужую игрушку, нужно спросить", — посоветовала она.

К 5-6 годам дети начинают замечать, что люди могут отличаться — по внешности, привычкам, интересам. В этом возрасте формируется культура диалога: ребенок учится слушать собеседника и пробовать решать споры мирным способом.

"Чтобы научить ребенка замечать свои и чужие чувства, разыгрывайте вместе с ним простые ситуации. Например: "Представь, если бы у тебя забрали игрушку — тебе было бы обидно? А как бы чувствовал себя твой друг?" или "Если у тебя упала башня из кубиков, тебе грустно. А если у Маши — как думаешь, ей тоже грустно?", — подчеркнула Каспарова.

Ребенок берет пример уважительного общения и из поведения близких. Поэтому важно: уважать самого ребенка: не перебивать, извиняться, спрашивать мнение, соблюдать границы; уважать окружающих: быть вежливым и не делать уничижительные комментарии; уметь не соглашаться без агрессии: говорить "мне не нравится", а не "ты плохой".

"Дети не усваивают нотации — они перенимают модели поведения. Если взрослый кричит на официанта или пренебрежительно говорит о соседе, ребенок воспринимает это как норму. Поэтому так важно, чтобы родители сами чувствовали поддержку и могли сохранять спокойствие. Сегодня появляется множество различных бесплатных инициатив, — вебинары, экспертные материалы, чек-листы — которые помогают взрослым справляться с тревогой, структурировать задачи и чувствовать себя увереннее", — рассказала она.

Как ребенку реагировать на неуважение? Важно помочь ребенку понять: с грубостью или невежливым отношением сталкивается каждый. И часто это связано не с ним самим, а с тем, что другому человеку просто не хватает навыков общаться иначе.

"Не обесценивайте чувства ребенка фразой "Не обращай внимания", лучше признать их, предоставив опору: "Понимаю, тебе было неприятно, и это нормально". Вместе с ребенком составьте алгоритм действий, например: игнорировать, если это случайный грубиян; твердо сказать: "Мне не нравится, когда со мной так разговаривают"; обратиться за помощью к взрослому.

Ошибки — часть обучения. Если ребенок сам проявил грубость, важно не наказывать, а помочь разобраться.

"Вместе проанализируйте: "Ты злился? Тебе было обидно?" Нужно поставить себя на место другого: "Как он мог себя почувствовать?" Покажите ребенку альтернативу: "В следующий раз скажи, что тебе не нравится". Наконец, исправить: извиниться, сделать что-то приятное (но не под давлением)", — резюмировала она.

 

Ссылка на первоисточник
наверх