На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 610 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Фурцев
    А у ней, что выбор был? Каждый устраивает жизнь как может. Он мужик состоятельный, а всё остальное уход от житейских ...Что известно о пр...
  • Георгий Иванов
    Проституток и шалав - сталкивать с мостовЧто известно о пр...
  • Владимир Фурцев
    Бабы до цугундера доведут"- Фраза "довести до цугундера" означает подвести под наказание или довести до крайности, до...Что известно о пр...

Рецензия на фильм "Рыцари справедливости" с Мадсом Миккельсеном

С 18 февраля в российский прокат выходит черная комедия "Рыцари справедливости" с датским актером Мадсом Миккельсеном. Его герой, профессиональный военный, с помощью группы статистиков ищет способ отомстить преступникам за смерть жены в железнодорожной катастрофе. Кинокритик "Газеты.Ru" Борис Шибанов рассказывает о житейском взгляде персонажей на месть, аналитическом подходе к реальности и о том, как веру заменяют статистика и психология.

Профессиональный военный Маркус получает из родной Дании сообщение о смерти жены в железнодорожной катастрофе. Он возвращается домой, где пытается наладить отношения с дочерью, вот только характерами они не сошлись - молчание и замкнутость отца становятся для девочки новым испытанием. Их траур нарушает своим появлением статистик Отто, который не только был в том же вагоне железнодорожного состава, но и уступил место жене Маркуса за несколько минут до аварии.

На основании принципа вероятности и своих личных наблюдений за событиями перед катастрофой Отто выдвигает теорию - погибшая женщина стала жертвой разборок местной криминальной группировки.

Маркус, у которого не получается ни смириться с потерей близкого человека, ни найти общий язык с дочерью, хватается за возможность придать своей жизни осмысленность с помощью мести. Вместе с двумя коллегами Отто они образуют классический квартет - стратег, технический специалист, дипломат и солдат.

Чтобы не беспокоить дочь, новые знакомые ее отца представляются психологами. Сначала девушка радуется людям - ведь после беспричинного нападения отца на ее возлюбленного отношения в их доме пошли совсем наперекосяк. Однако несмотря на постоянные разговоры о работе над психологической травмой, атмосфера в доме продолжает накаляться, и ситуация грозит в любой момент выйти из-под контроля вопреки статистическим выкладкам Отто и военной подготовке Маркуса.

Черная комедия датского творческого тандема актера Мадса Миккельсена и режиссера Андерса Томаса Йенсена, который когда-то открыл зрителям главного киноскандинава современности, отдаленно похожа на их же работу 2005 года "Адамовы яблоки" о группе верующих, которых судьба сводит с членами неонацистской банды. Только место веры в "Рыцарях справедливости" занимают статистика и психология, а агрессия и желание мести перестали нести однозначный политический оттенок.

На том, как именно подана месть в этой истории, стоит остановиться отдельно. Сюжет возмездия широко распространен как в западном, так и в отечественном кино. Если для западного героя месть, обычно, - способ восстановить в мире утраченную гармонию, хотя бы и ценой собственной жизни, то с российскими героями-мстителями дела обстоят сложнее. Их мир, как правило, уже не подлежит никакому восстановлению. Их смерть может послужить лишь предупреждением - если не блюсти мораль смолоду, то совесть может проснуться слишком поздно, когда ничего уже не изменишь. Однако в обоих случаях герои все же считают возможным рационализировать мир с помощью силы.

Главное отличие мести в скандинавских черных комедиях - понимание ее иррациональности. Персонажи "Рыцарей справедливости" за чаем обсуждают насилие как "непременный атрибут жизни военного" и объясняют Маркусу, что это именно профессия определила его способ справляться с кризисом. Такое отношение не только придает происходящему на экране комический эффект за счет контраста со сценами перестрелок и драк, но и представляет действия главного героя как исступленную и иррациональную попытку найти виноватого.

И вопреки законам жанра сильным оказывается не герой, который предстает жертвой собственной агрессии, а те, кто готовы проявить внимание к близким и найти в себе силы двигаться дальше. При этом, благодаря роли статистика (и немного психолога), которую берет на себя режиссер, фильм лишь показывает причинно-следственные связи - такой аналитический подход обычно и любят называть "скандинавской отстраненностью". Благодаря свободному отношению автора к происходящему на экране для младшего поколения "Рыцари справедливости" могут стать комедией о глупости старшего поколения, которое никак не выкарабкается из токсичных представлений о чести, а для старшего поколения, скорее всего, наоборот - о тяжелом пути человека, который старается поступать "как правильно".

В любом случае, "Рыцари справедливости" найдут путь к сердцу своего зрителя - каждый сможет найти здесь кому сопереживать и о чем поспорить. Особенно, учитывая, что за всеми разговорами о статистических вероятностях, причинно-следственных связях, совпадениях и закономерностях лежит понятная и человечная история о чувстве вины и о том, как жить в мире, где случайность может стать спусковым крючком непредсказуемой цепочки событий, которые изменят чью-то жизнь.

 

Ссылка на первоисточник
наверх