Российский союз автостраховщиков обновил справочники ОСАГО, повысив цены на автозапчасти всего на 0,1%. В то время как с момента последней индексации цен в справочниках автозапчасти подорожали до 25%, выяснила "Газета.Ru". Таким образом, страховщики искусственно занижают стоимость автозапчастей, чтобы меньше платить гражданам, убеждены автоэксперты.
Стоимость автозапчастей в России выросла с начала 2025 года в среднем на 10-15%, сообщила "Газете.Ru" директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.
"За первые два месяца 2025 года мы отмечали рост цен на запчасти, в среднем на 10-15%.
Повышение происходило по многим причинам: сохраняющиеся сложности с логистикой и проблемы с перечислением денежных средств. Понятно, что на запчасти, как и на любой импортируемый товар, влияет курс валют", — рассказала Овчинникова.
В то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) оценивает рост цен автозапчастей в стране, куда скромнее. Согласно вступившим в силу с 19 марта новым справочникам запчастей, с помощью которых страховщики рассчитывают возмещение по ОСАГО, запчасти с прошлого обновления в декабре 2024-го практически не подорожали.
"В целом стоимость запчастей в справочнике средней стоимости запчастей, вступившем в силу 19 марта 2025 года,
показала рост на 0,1% по сравнению с предыдущей версией справочника.
До этого РСА обновлял свои справочники в декабре 2024 года, тогда стоимость автозапчастей также поднялась незначительно — всего на 0,5%.
"Изменение цен в справочниках показывает ситуацию с логистикой поставок.
Также мы наблюдаем значительные колебания курса доллара, зависящие от экономических и политических факторов, особенно в условиях экономических санкций. Поэтому расходы поставщиков и продавцов запчастей на российский рынок все время меняются, и именно это влияет на конечные цены для потребителей", — объяснил столь незначительный рост цен глава РСА Евгений Уфимцев.Более того, страховщики даже снизили цены по некоторым маркам автомобилей, как будто бы запчасти на них стали дешевле. Так, для автомобилей Nissan в справочниках ОСАГО цены для компенсации по ДТП снизились на 2%, у Mitsubishi — на 0,8%, у Lada — на 0,6%.
В пресс-службе РСА сообщили "Газете.Ru", что методика расчета цен на запчасти для возмещения ущерба по ОСАГО не нуждается в корректировке.
"В настоящее время со стороны РСА нет предложений по корректировке этой методики формирования средних цен.
Мы мониторим рынок запчастей и если видим, что рынок меняется и справедливые цены, по которым рассчитывается выплата по ОСАГО, невозможно сформировать в точности по этой методике, то обращаемся в Банк России с предложениями", — сообщили в РСА.
Сопоставление динамики цен на запасные части в справочниках РСА с динамикой уровня инфляции, сведения о которой публикует Росстат, некорректно, поскольку методики оценки существенно различаются. Цены на запчасти – это далеко не вся потребительская корзина, уровень цен по которой оценивается для определения уровня инфляции, подчеркнули в РСА.
Дилеры говорят о повышении цен
В тоже время о росте стоимости автозапчастей говорят и автомобильные дилеры. В пресс-службе дилерского холдинга "Рольф" сообщили "Газете.Ru", что, например, цены на фары и фонари за 2025 год выросли в среднем на 17%, капоты и бамперы подорожали на 13%, лобовые стекла — на 12%, крылья — на 9%. На 5-9% подорожали в тот же период расходные материалы для ТО, уточнили в "Рольфе".
"Cейчас уже можно говорить о том, что в среднем, за последние 2-3 месяца, цены на запчасти заметно увеличились:
рост составил 15-25%.
Больше всего подорожали оригинальные детали к автомобилям Porsche", — рассказал "Газете.Ru" руководитель сервисного направления автомобильного маркетплейса Fresh Александр Носко.
Вероятнее всего, рост цен продолжится, и к концу года может достигнуть 40%. Связано это с тем, что продолжают сохраняться логистические проблемы. Многим поставщикам приходится налаживать новые маршруты, выстраивать новые цепочки, что увеличивает время доставки и ведет к издержкам, добавил он.
"В вопросе о подорожании важный фактор — наличие. Например, сегодня лобовое стекло стоит 180 тыс. рублей, но есть в наличии,
а завтра оно последнее на рынке или доступно только на заказ, и цена уже может быть на 40-50% больше",
— отметил в беседе с "Газетой.Ru" директор по послепродажному обслуживанию "Автодом Алтуфьево" Роман Тимашов.
Приходится судиться
Цены в справочниках РСА значительно занижены, и автомобилистам для получения полного возмещения ущерба по ОСАГО приходится обращаться в суды, сообщил вице-президент "Национального автомобильного союза" (НАС) Антон Шапарин.
"Справочники РСА с реальной жизнью никак не связаны,
это исключительно инструмент занижения размера выплат, и более ничего.
Проверка по номерам запчастей в агрегаторах позволяет легко в этом убедиться. Уверен, что справочники РСА необходимо приводить с актуальной рыночной ситуацией", — заявил Шапарин "Газете.Ru".
Инфляция в стране достаточно высокая, но на цену запчастей сильно влияет курс валют, и на фоне укрепления рубля некоторые запчасти можно сейчас заказать дешевле, чем зимой, и ситуация на этом рынке многовекторная, уточнил он.
"Для получения возмещения на рыночном уровне путь один — это суд.
Проводится экспертиза реальной стоимости запчастей, реального ущерба. После этого пострадавшие пытаются добиться судебного решения. Представители страховых компаний пытаются "вытолкнуть" людей в суды, а затем сами жалуются, что люди отсуживают десятки миллиардов рублей ежегодно", — заключил Шапарин.
Член правления "Союза автосервисов" (объединяет независимые СТО) Илья Плисов полагает, что цены на запчасти, отраженные в справочниках РСА, корректны минимум на 70%. Но после того, как в справочники были включены не только оригинальные детали, но и их аналоги от сторонних производителей, размер возмещения для автомобилистов снизился, признает он.
"Большая часть запчастей, примерно 70-80%, в справочниках отражена сравнительно корректно.
Учитывая, что у автосервисов с 2022 года появилась возможность ремонтировать автомобили запчастями-аналогами, которые доступны на рынке, их можно купить. Сложности и некоторые несоответствия по цене могут быть у запчастей, которые нельзя заменить аналогами", — пояснил Плисов "Газете.Ru".
3-4 года назад люди получали возмещение больше, потому что была оценка только по оригинальным запчастям с учетом износа. Сейчас она идет по аналогам. Клиенты несколько пострадали, потому что на автомобиль может быть установлена не оригинальная запчасть, а замена, заключил Плисов.
Свежие комментарии