17 мая в 19:00 на ТНТ состоится премьера нового реалити-шоу "Мастер игры" — психологического проекта, героями которого будут звезды шоу-бизнеса, спортсмены, блогеры и экстрасенсы. Одним из участников шоу стал Александр Толмацкий — отец культового рэпера Децла и музыкальный продюсер, стоявший у истоков российской хип-хоп индустрии.
В интервью "Газете.Ru" Толмацкий рассказал о закулисье "Мастера игры", новых музыкальных проектах, наследии сына и непростых отношениях с внуком, объяснил, почему музыка Децла не теряет своей актуальности и сегодня, а также дал совет начинающим артистам, мечтающим о славе и больших деньгах.— Александр Яковлевич, в вашем послужном списке — десятилетия работы в шоу-бизнесе, но реалити-шоу, кажется, для вас что-то новенькое. Что сподвигло вас согласиться на проект, где нужно плести интриги и участвовать в психологических играх?
— Изначально мне позвонили по поводу артистов, которыми я занимаюсь. Объяснили, что это будет психологическое шоу, чем-то похожее на игру "Мафия". Я спросил: "Там точно не надо будет жуков есть или плыть из центра океана к берегу?" Мне ответили: "Нет, такого точно не будет, все будет красиво". И я сказал: "А может, тогда мне самому попробовать?" Подумал, что было бы неплохо сменить обстановку, получить какие-то новые ощущения, новые знакомства. На самом деле, я сказал это просто так, неожиданно для самого себя. Понимал, что, скорее всего, буду там самым старым участником…
— И самым мудрым?
— Не знаю, оказался ли я мудрым… Наверное, не очень (смеется).
— В отличие от других реалити-проектов, где участники соревнуются в силе и таланте, "Мастер игры" — это проверка на хитрость, гибкость ума и интуицию.
Какой стиль ведения игры у вас — вы тихий манипулятор, харизматичный лидер или наблюдатель, но до поры до времени?— Как показала практика, это игра без правил. Некие правила возникали во время игры, что всех очень сильно нервировало. Самыми опасными на проекте были актеры — они умеют перевоплощаться. Я сначала наблюдал, аккуратно беседовал с участниками, потому что делать какие-то выводы на начальном этапе было сложно. Ребята объединялись в какие-то команды, я старался держаться в стороне. Потому что понимал, что молодые ребята видят во мне угрозу.
— В описании проекта говорится, что всех участников поделят на "светлых" и "темных". Если бы выбор зависел от вас — какую сторону бы выбрали?
— Наверное, выбрал бы "темную" сторону.
— Также в синопсисе проекта сказано: "Днем они становятся сплоченной командой, но как только наступает ночь — злейшими врагами, готовыми на все ради победы". Расскажите, как проходила игра?
— Мы не знали, кто "светлый", а кто "темный". По сути, каждый играл сам за себя, но в момент, когда происходили большие испытания по зарабатыванию денег в общий банк для потенциального победителя, мы все объединялись в единую команду.
— Помимо съемок в "Мастере игры", чем еще вы сейчас живете, над какими проектами работаете?
— Я сейчас полностью в работе — в статистиках, в цифрах, в артистах. Сейчас у меня много музыкальных проектов, которыми я занимаюсь как агент. Себя не рекламирую, я как бы невидимый для окружения. Параллельно с этим делаю большой проект, связанный с моим сыном Кириллом (Кирилл Толмацкий, рэпер Децл — "Газета.Ru"). В конце апреля вышел большой трибьют с участием 16 артистов, в работе полнометражный художественный фильм, который мы готовим вместе с "Централ Партнершип".
— В апреле вы говорили о планах снять сериал.
— Сериал будет значительно позже. Сначала выйдет художественный фильм.
— Это будет байопик о Кирилле?
— И фильм, и сериал будут с элементами байопика, но это не байопик в том виде, в котором вы привыкли его видеть. Больше пока ничего не скажу.
— Ну хоть намекните — это будет больше история о звезде и кумире поколения или о человеке, о вашем сыне?
— Абстрактно? Это будет фильм о нем. О нем, о том, что могло бы с ним происходить и чего бы с ним не произошло.
— Ваш сын для многих стал символом эпохи. Как вы сами сегодня воспринимаете его наследие — как продюсер и как человек, стоявший рядом с ним в начале его творческого пути?
— Как наследие. Дело в том, что если посмотреть первые его два альбома, они абсолютно актуальны и сегодня. То есть я как продюсер вкладывался в каждый трек — все они в основном были написаны под мои идеи, которые я озвучивал Владу Валову и команде. Они под это делали треки, и все эти треки актуальны, потому что в них заложены некие мысли. К примеру, "Слезы" — это отношения родителей и детей, "Письмо", где девочка пишет о тех реалиях, — там же очень важная тема поднимается! "Политики", "Бог есть" — все треки, они такие эпохальные оказались. И все его клипы до сих пор выглядят актуально. Но я считаю, что самый главный трек Кирилла — это "Кто ты?". Кстати, трибьют, который вышел в конце апреля, посвящен 25-летию альбома "Кто ты?".
— В 2024 году на стримингах вышла новая песня Кирилла "У всех на виду", как она появилась?
— Это неизданный трек Кирилла, который был собран из его материалов. Клип был сделан нейросетями и очень актуален на сегодняшний день.
— В сети до сих пор обсуждают вашу размолвку с Кириллом, из-за которой вы 15 лет не общались. Эта размолвка носила профессиональный характер — или случился конфликт отцов и детей?
— Никакой размолвки у нас не было! Все, что пишут, — полная ерунда. Ну какая размолвка? Ему просто было удобно держать со мной определенную дистанцию. Я много об этом говорил, а сейчас еще пишу об этом книгу. Считаю, что главной его проблемой были вредные привычки. И ему было удобно, чтобы я не вмешивался.
— То есть все эти годы вы общались?
— Мы общались постоянно. Он работал у меня в клубе Infinity в 2006 году. И тогда же моя жена Аня делала ему фотосессии. Просто надо уметь работать с хронологией. И тогда все, что пишут в сети, пишут сумасшедшие фанатки, которые до сих пор умудряются писать мне в личку все эти гадости о том, что я бедного мальчика бросил…
— Но ведь пишут не только "сумасшедшие фанатки"?
— Все друг у друга "передирают" всякую гадость ради хайпа! Давайте проанализируем. В 2004 году вышел трек "Бог есть" с Лигалайзом. Кирилл тогда уже не работал со мной, а я занимался Лигалайзом. Вопрос — как же тогда появился этот трек, если мы с Кириллом не общались?! Вы просто сопоставьте даты, и станет понятно, что все это полная чушь!
— Вы с Кириллом разделяли отношения профессиональные и семейные?
— Конечно! Семья — это семья, а работа — это работа.
— В беседе с Лаурой Джугелией вы говорили, что пытались наладить отношения со своим внуком Антонием. Удалось ли вам найти с ним общий язык?
— Так случилось, что мой внук повел себя крайне негативно: он позволил себе ряд гадостей в мой адрес, после чего я перестал с ним вообще разговаривать.
— Сейчас вы не поддерживаете отношения с внуком?
— Нет, конечно, и больше не буду. Просто так случилось. Вы знаете, тут уже что-то поменять очень сложно. Тем не менее — сейчас я делаю все для того, чтобы сохранить память о своем сыне. Делаю разные проекты, и все они абсолютно вне коммерции. Так, между нами, это сплошной затратный механизм.
— А чем занимаются ваши дети от второго брака?
— Анфисе недавно исполнилось 16 лет, она учится в физико-математической школе. Очень умная, хорошая девочка. Федор — тоже очень умный парень. Он окончил физмат-школу, был призером разных олимпиад, поступил во все самые престижные ВУЗы на бюджет, но уехал в Китай, в Шэньчжэнь, учиться в университете. Прекрасно говорит по-китайски, отлично учится, приезжает в Москву два раза в год на каникулы.
— Получается, и Федор, и Анфиса далеки от творчества?
— Ну почему же? Анфиса играет на фортепиано и гитаре, Федя круто играет на ударных. Не знаю, будут ли они когда-нибудь серьезно заниматься музыкой… Скорее всего, нет, останется как хобби. У меня очень умные, очень хорошие дети, и большую роль в том, что они такие, сыграла моя жена Аня. Она очень серьезно относится к их образованию и воспитанию.
— А вы? Какой вы папа?
— Я не знаю. Наверное, я хороший папа. Как минимум — у меня получаются хорошие и талантливые дети.
— Вы не только отец своих детей, но также отец русского рэпа и хип-хопа. Когда-то вы стояли у истоков, а сегодня рэп — один из доминирующих жанров в отечественной музыкальной культуре. Что вы чувствуете, наблюдая за этим "взрывом"?
— Да, 60−70% чартов — это рэп-музыка и ее составляющие. Что я чувствую? Что фактически открыл этот "ящик Пандоры". Многие ребята, которые со мной работали, заняли достойное место в жизни. Те, кто работал со мной в клубной индустрии, сейчас руководят большими клубами. Те, кто был занят в моих телевизионных проектах, руководят телеканалами, продакшнами. Мне это нравится.
— Через вас проходили не только рэп-исполнители, но и артисты других жанров — от Олега Газманова до группы "Комбинация". И все ваши подопечные "выстреливали"! Как вы это делали?
— Сейчас я тоже работаю с артистами разных жанров, рэп-исполнители — это примерно 30% от всех моих проектов. И я думаю, что этих ребят тоже ждет успех.
— Вы начали в 90-е, когда инструментов для раскрутки было не так много, сегодня есть стриминги, соцсети…
— Инструменты были. Просто они были другие — телевидение, радиостанции, пейджеры, звонки по телефону. Но если в те времена важна была активность продюсера, то сегодня важна активность самого артиста.
— То есть современным артистам пробиться проще?
— Это сложный вопрос. Понимаете, каждую пятницу на площадки вываливаются тысячи новых релизов. Конкуренция высокая, поэтому артистам нужно удерживать внимание. А для этого им нужна команда — агенты, продюсеры. То есть нужно найти таких вот персонажей, похожих на меня. Надо, чтобы зарабатывал не только артист, но и вся команда. И в этом случае у артиста больше шансов стать популярным и известным.
— Допустим, песня "выстрелила", но через неделю появилась другая песня, тоже классная. Как артистам удержать внимание?
— А вот в том-то и дело, что если раньше артист мог выпустить альбом и потом долгое время ничего не выпускать, то сейчас все иначе. Сегодня — в связи с этим громадным потоком музыки — артист должен каждые четыре недели выпускать новый трек, должен его прокачивать, делать промо. Поэтому — да, сегодня в этом плане немного сложнее. Очень много инструментов для создания музыки. И многое зависит непосредственно от того, что делают сами музыканты.
— При этом многие считают, что шоу-бизнес сегодня сильно изменился — стало больше хайпа, меньше смысла. Вы согласны с этим?
— Если искать только один хайп, то да. А я ищу смысл. У всех тех, кем я занимаюсь, есть некий смысл. Я не занимаюсь ребятами, у которых нет смысла в текстах, — меня это не интересует. Мне не стыдно ни за один проект, который делаю.
— Среди современных исполнителей есть те, чье творчество вас цепляет не как продюсера, а как слушателя?
— Не хотел бы никого рекламировать. Знаете, я постоянно мониторю все соцсети, все чарты, все время нахожусь в каком-то поиске. Есть артисты, которые мне нравятся, а есть те, кто вызывает полный негатив. В первую очередь, у меня вызывают страшный негатив ребята, которые хайпятся на истории с запрещенными веществами. Особенно в свете последних событий, когда наркомана превозносят и делают из него идола, — это отвратительно! За ним же идет молодое поколение, а это самое страшное, что может произойти.
— Я так понимаю, что вы говорите о Паше Технике? А что думаете о его творчестве?
— Оно такое же, как и его смерть.
— Но многие считают, что Паша Техник внес свой вклад в индустрию…
— Вклад чего? Продажи наркотиков? Более того: к тому, что мой Кирилл дожил всего до 35 лет, привели его вредные привычки! Поэтому я в шоке от того, что происходит вокруг Техника. Вы посмотрите, кто был на похоронах? Это же дебилы! И дебилы те, кто прямую трансляцию с этих похорон вел! Честно говоря, я бы задумался над этим на государственном уровне — прямо прошелся бы по этим СМИ с совковой лопатой. И оштрафовал бы за пропаганду наркотиков.
— У Техника действительно много поклонников среди совсем молодых людей. А за кем им идти? Что им делать?
— Учиться — получать образование! Музыка может стать вашим хобби, а может стать вашей профессией. Но до тех пор, пока музыка не приносит денег, она — хобби. Профессией она становится только тогда, когда начинает приносить деньги. Причем больше, чем приносит основная профессия. Я всегда всем молодым музыкантам говорю: "Вы, ребята, идите работайте. Курьерами, почтальонами, официантами, в офис, да кем угодно! И параллельно занимайтесь музыкой. И если музыка начнет приносить вам больше денег, чем ваша работа, вот с этого момента вы можете потихонечку переключаться".
Свежие комментарии