На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 566 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зарубкин
    Война закончится после подписания Украиной акта о полной и безоговорочной капитуляции Украины. Перемирие после Мински...Уиткофф: США долж...
  • ШКИПЕР
    Минобороны РФ: ВСУ 5026 раз нарушили перемирие ко Дню Победы. С кем договариваться о каком то перемирии , с зелёным н...Стубб: перемирие ...
  • ВЛАДИМИР ЯБРОВ
    Выйти с гейропы и делов то!!!Орбан: ЕС хочет о...

Педагог Май: хроническая апатия грозит ребенку, который ничего не делает

"Мой ребенок ничего не хочет делать..." — эту фразу часто можно услышать от родителей. Кто-то говорит об этом с тревогой, а кто-то с безысходностью. "Наверное, устает". "Пусть отдыхает". Это верно — дети должны отдыхать. Но важно понимать, чем заняты мысли ребенка, когда тело "ничего не делает", рассказала "Газете.

Ru" Марина Май, кандидат педагогических наук, руководитель центров "Арт Академия-Академия Отличностей".

Поговорим об активности — внешней и внутренней. И о той самой скуке, которая бывает полезной, а бывает и опасной. Скуке, которая бывает разной — и по последствиям, и по проявлениям.

"Итак, когда ребенок рисует, разговаривает или играет — это внешняя активность. Она всегда заметна. Но существует еще активность внутренняя — неуловимая и более глубокая. Она проявляется, если ребенок за чем-то наблюдает: как падают листья, как играют сверстники. Она проявляется и в моменты, когда он что-то обдумывает, фантазирует или мечтает. Тогда, когда осмысливает прочитанную книгу или просмотренный фильм", — объяснила она.

Внутренняя активность — это своеобразный "двигатель" для мышления, креативности и... настоящей жизни. Именно в эти моменты закладывается способность ребенка думать, чувствовать, понимать себя. Поэтому просто "ничего не делать" — это не всегда плохо. В такие моменты очень важно, что в этот происходит внутри.

"После насыщенного дня, либо после интеллектуального или эмоционального напряжения ребенку нужен отдых. Он может тихо посидеть, полежать. Когда усталость велика, ребенок может даже "потупить" в стену. В этом нет ничего опасного. И если вы видите, что после такого отдыха у ребенка восстанавливается энергия, просыпается интерес к чему-либо, желание снова играть или общаться — это здоровая пауза", — отметила эксперт.

Иногда бывает, что внешне ребенок выглядит пассивным, но внутри его фантазия летит дальше облаков. И именно в такие моменты рождаются невероятные идеи и сюжеты — и это уже не бездействие, а скрытая, глубокая работа мозга.

"Сигналом тревоги является то, когда вы видите, что "ничего не делает" превращается в систему: ребенок часто говорит: "мне скучно", начинает отказываться от игр или занятий, которыми раньше увлекался, не хочет выходить на улицу, "сидит" в гаджете, листает что-то без интереса, на любые предложения отвечает: "не хочу", "не знаю", "потом" — тогда, возможно, это не про отдых, а про потерю внутреннего импульса", — заявила педагог.

Это сигнал о том, что внутри стало пусто. Если не вмешаться, такая пустота может перерасти в хроническую апатию, равнодушие. И даже в дефицит смыслов. А из этого состояния очень сложно выйти — даже взрослым.

Причины бывают разные.

"Когда ребенок получает слишком много готовой информации (гаджеты, YouTube, мультфильмы), у него значительно снижается интерес к собственной инициативе.

Отсутствие адекватной возрасту нагрузки — если занятия слишком просты, или напротив, слишком сложны. Недостаток общения со взрослым — ребенку важен диалог. Ему нужно чувствовать, что его слышат. Знать, что его мысли интересны кому-то, а его внутренний мир важен. Психологическая усталость — когда от ребенка требуют многого, не оставляя пространства для себя", — заявила эксперт.

Первое, что надо сделать родителю, — наблюдать. Не оценивать по внешнему признаку "делает — не делает", а задаваться вопросом: а что сейчас внутри моего ребенка? Присмотритесь к глазам. Есть ли в них интерес? Прислушайтесь к речи. Появляются ли новые впечатления, идеи, фантазии? Почаще интересуйтесь тем, что важно для вашего ребенка.

"Предлагайте ему разные виды деятельности: рисование, изучение языков, конструирование, прогулки, задачи на логику. Но помните, что важно не количество кружков и занятий, а их качество и вовлеченность ребенка в процесс. И главное — не бойтесь скуки. Но при этом не путайте живую скуку — как начало заинтересованности, с подавленной скукой — как симптома потери связи с собой. И если ребенок говорит: "мне скучно", не нужно бежать и срочно придумывать ему занятие. Можно сказать: – Интересно. А чего бы ты хотел? Что бы ты придумал, если бы был волшебником? И тогда, возможно, через пару минут "ничегонеделания" он подойдет к вам с вопросом, с идеей, с мечтой. Будьте рядом. Не с оценкой — а с вниманием. Не с тревогой — а с доверием. Тогда "ничего не делает" никогда не станет опасной нормой", — резюмировала она.

 

Ссылка на первоисточник
наверх