27 октября актеру Николаю Караченцову исполнилось бы 80 лет. Он вошел в историю советского кино и театра как артист с широчайшим амплуа - живой, энергичный. Он мог быть безумно смешным и страшно печальным. Взрослые восхищались его ролью в "Старшем сыне" и скупали билеты на "Юнону и Авось", дети - потешались над его гангстером Урри из фильма "Приключения Электроника".
Авария, в которую Караченцов попал в 2005 году, изменила все, но не отменила всенародную любовь. "Газета.Ru" - об актере и человеке Николае Караченцове.Каким был Николай Караченцов
Николай Караченцов не был человеком светским - он избегал вечеринок и очень старался не демонстрировать лишний раз звездный статус. В начале 2000-х в интервью газете "Время" актер признался: "В меня еще с детства во дворе, где я рос, на Чистых прудах, вдолбили накрепко - чем больше понтов, тем меньше существа".
Караченцов рассуждал, что актеру не стоит проявлять артистизм за пределами театра или съемочной площадки. "Доказывать себя нужно только на сцене, и больше нигде. Если ты за столом - душа компании, профессионал в тебе засомневается. Настоящий актер подсознательно экономит в обычной жизни свои силы. Иначе он может себя расплескать", - объяснял он. И добавлял, что старается "себя осаживать, если заносит".
Впоследствии Караченцов признавался, что популярность для него - оценка его актерского труда, знак, что работает он не напрасно. "И все-таки артист не должен часто задумываться о своей популярности. Это может ему навредить. Это может его разбаловать. Потом - наше дело шаткое. Нас выбирают. Сегодня - есть, завтра - нет", - говорил он газете "Оренбургская неделя".
Работал артист очень много - центральные роли в театре у Марка Захарова, съемки в кино, гастроли. "Когда-то меня один врач предупредил: "Вам нельзя столько играть, иначе умрете". Еще когда у меня не было никакого опыта, но при этом шло много спектаклей, я просто кидался в работу, как в какую-то пропасть. Срывал голос, рвал связки на ногах. Но зато тогда же я понял: если спектакль прошел хорошо, получаешь эмоциональную подпитку такой мощности, что благодаря ей можно жить бесконечно. С другой стороны, работа актера в том и заключается, чтобы тратить нервы и отдавать всего себя зрителю", - объяснял актер свою любовь к работе. И добавлял, что устает от безделья. А вообще-то его учили, что мужчина не должен говорить: "Я устал".
В детстве Караченцов мечтал стать балетным танцором. Но мама Янина Брунак - знаменитый балетмейстер - была против, поэтому он поступил в Школу-студию МХАТ. Ее выпускники обычно шли дальше в труппу МХАТа, но в конце 60-х в Театре имени Ленинского комсомола случился актерский дефицит - и Караченцова, одного из лучших на курсе, распределили в будущий "Ленком".
Здесь он встретит в 1973-м "своего" театрального режиссера, Марка Захарова. И прослужит в одном театре почти 40 лет, сыграя в культовых спектаклях Захарова, среди которых будут "Тиль" и "Юнона и Авось".
У Караченцова нередко спрашивали, почему он остается в одном театре. Он всегда отвечал, что не видит смысла уходить от "лучшего режиссера".
В 1994 году Караченцов вместе с другом, каскадером Николаем Астаповым, открыл "Школу искусств Николая Караченцова" в городе Красноармейске. Там дети занимались хореографией и живописью, фехтованием и верховой ездой, а еще степом, которым увлекся и сам актер. Артист объяснял, что степ для него - это расширение творческих границ. "Я не собираюсь останавливаться в профессии. Это длинная дистанция, и я с нее сходить не собираюсь. Мне исполнится и 65, и 70, а я все еще буду бить чечетку", - обещал актер.
А вот от преподавания во ВГИКе он отказывался. Боялся, что не сможет посвятить всего себя студентам, а появляться раз в месяц - не хотел. Отказывался он и уехать в США. "Мне дважды предлагали остаться и поработать. Но через пять лет жизни в Голливуде предел мечтаний - третьеразрядное американское кино и убогий капитал КГБ, где прощается акцент. Трудно себе представить, чтобы Спилберг увлекся русским актером. Потому что на языке мало мыслить, надо чувствовать - это природа актерского существа", - отмечал Караченцов в интервью "Коммерсанту" в 1996 году.
Личная жизнь Николая Караченцова
В 1975 году Николай Караченцов женился на актрисе Театра имени Ленинского комсомола Людмиле Поргиной. Для нее это был второй брак, для него - первый и единственный. В 1978-м у пары родился сын Андрей - он не пошел по стопам родителей, поступил в МГИМО, выбрал профессию юриста.
В браке Караченцов и Поргина прожили 43 года. После автомобильной аварии в феврале 2005-го, разделившей жизнь семьи на "до" и "после", супруги обвенчались - это случилось 1 августа, в годовщину их свадьбы. После этого Людмила Поргина постоянно была рядом с мужем и отчаянно боролась, чтобы он восстановился. Отмечала любые улучшения. Даже в 2014-м, за несколько лет до смерти актера, она говорила: "Он пока не очень хорошо ходит".
О своей семье Караченцов принципиально не говорил. "Это - мое", - объяснял он. А Людмила Поргина признавалась, что никогда не ревновала. "Я была уверена в его любви. Как-то он подошел к нашему сыну и сказал: "Сынок, запомни: на первом месте для меня всегда будет мама. Мы тебя безумно любим. Но и любим друг друга. Цени то, что ты воспитан в любви!" Я благодарна мужу, что он воспитал сына в уважении к дому, к семье, к матери", - рассказывала она в интервью kp.ru.
И все же незадолго до смерти артиста у него обнаружилась "любовница", бывшая балерина Мариинского театра Елена Дмитриева, которая утверждала, что много лет крутила роман с женатым Караченцовым. Как в "Зимней вишне", он якобы обещал ей жениться, но все время повторял, что сейчас не время развестись с женой.
Людмила Поргина на откровения Елены Дмитриевой, жившей на тот момент во Франции, реагировала скептически. "Глупость какая-то. Сейчас можно говорить все что угодно", - подчеркивала она. В сентябре 2018-го (за месяц до кончины актера) Поргина встретилась с Дмитриевой в программе "Эксклюзив" - балерина хотела извиниться за связь с ее супругом. Но Людмила Поргина извинений не приняла и назвала Дмитриеву сумасшедшей. "Коля вас не знает, он говорит, что вы сумасшедшая! Когда он прочитал о вас, он потом упал в обморок на прогулке, мне пришлось вызывать реанимацию в Израиле. Если бы он умер, вы были бы виноваты!" - обвиняла она женщину.
Бывшая балерина, впрочем, продолжала стоять на своем: о подробностях романа с актером, который был старше на 20 лет, она рассказывала и после его смерти. В программе "Прямой эфир" женщина показывала квартиру в Петербурге, где якобы встречалась с Караченцовым, демонстрировала запись на автоответчике с его голосом и спальню с кроватью. "Он все время звонил, приходил... И я не могла отказать. Как магия, как магнит. До сих пор я не нашла достойного мужчину, лучше, чем Караченцов", - говорила она.
После смерти актера в октябре 2018 года на телевидении появились новые "любовницы" Николая Караченцова. В декабре того же года о своей связи с ним рассказала художница Екатерина Подколзина. В 2020-м о романе с Караченцовым заявила актриса из сериала "Убойная сила" Наталья Лапина. Выслушав ее откровения в эфире передачи "На самом деле", Людмила Поргина резюмировала: "Если вы говорите о любовных связях, то должны понимать, с кем имеете дело. Николай Петрович - безумно интересный, интеллектуальный человек. Очень трудно было попасть в его круг. Он спал по четыре часа в сутки и не стал бы тратить время, энергию и любовь на вас, когда у него есть такой интересный мир".
Скептически вдова Караченцова отреагировала и на заявление певицы Азизы в августе 2020-го - та тоже призналась в связи с актером.
А вот актриса Анна Большова - одна из партнерш Караченцова по спектаклю "Юнона и Авось" - напротив, категорически заявляла, что у нее никогда не было романа с актером (хотя ее в этом и подозревали).
Авария и смерть Николая Караченцова
Караченцов попал в автомобильную аварию, которая перевернула его жизнь, в ночь с 27 на 28 февраля 2005 года на Мичуринском проспекте. Он ехал из подмосковной Валентиновки к жене - она позвонила, сообщила, что ее мать Надежда Степановна скончалась от рака, и Караченцов рванул в город, не пристегнувшись.
При аварии Караченцов получил серьезную черепно-мозговую травму - он пролежал в коме 26 дней в Институте Склифосовского. Позже его перевели в Центр патологии речи и нейрореабилитации. Борьба за восстановление речи и движений растянулась еще на 12 лет.
Караченцов проходил лечение в клиниках Израиля и Китая, отдыхал в санатории в Болгарии, часто посещал курсы физиотерапии. Улучшения были - актер мог ходить на прогулки, даже появляться на мероприятиях. В 2014-м его 70-летие было отмечено большим концертом в "Ленкоме" - актер, сидя рядом с женой, принимал поздравления от Шамиля Тарпищева, Ольги Кабо, Дмитрия Харатьяна, Инны Чуриковой, Иосифа Кобзона.
В феврале 2017-го актер вновь попал в аварию - на этот раз в машине, за рулем которой была его супруга. Автомобиль столкнулся с "Газелью" неподалеку от дачи Караченцова. Актера доставили в больницу - и выписали в начале марта.
А в сентябре 2017-го у него обнаружили неоперабельную злокачественную опухоль в левом легком. И вновь - борьба за жизнь, химиотерапия. "Сделали уже три курса химиотерапии, скоро начнется четвертый. Лечимся в Красногорске. Мы боремся, он молодец. Коля столько перенес, но сохраняет самообладание. Сильный человек, соблюдает все предписания врачей, чтобы поправиться. Он мне так и сказал: "Девонька, мы еще поборемся, мы еще поживем!", - говорила Людмила Поргина kp.ru в январе 2018-го.
Николай Караченцов скончался накануне своего 74 дня рождения, 26 октября 2018 года, в онкологической больнице в Москве.
Свежие комментарии