На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 411 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анфиса Иванова
    Нууууу...., похоже, что студентка ещё та оказалась...  Не выдержал не преподаватель, а мужик...!В Хабаровске преп...
  • Вера Роднова
    На хрена Румынской лесбиянке кастрюли, она народ не видит ни с кастрюлями ни без.В Кишиневе участн...
  • Георгий Михалев
    Обычное дело, иранские террористы повсюду.Politico: Иран пр...

Ученый Радченко: негативное отношение к квадроберам является моральной паникой

За последние полгода в СМИ и социальных сетях появилось огромное количество публикаций о детско-подростковом увлечении квадробингом — и это число продолжает расти. В чем же причина такой активности – и самое главное, такого резко негативного отношения к игровой практике подростков, "Газете.Ru" объяснила старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ИОН Президентской академии Дарья Радченко.

"Перед нами случай моральной паники – то есть ситуации, при которой восприятие реальной или вымышленной группы как угрозы для сообщества провоцирует агрессию по отношению к любым объектам, которые могут быть ассоциированы с этой группой. Важно, что такая паника в абсолютном большинстве случаев демонстрирует непропорциональность ощущаемой угрозы реальным негативным последствиям (это отмечают, например, социологи Э. Гуди и Н. Бен-Иегуда)", — сказала эксперт.

Однако моральная паника распространяется довольно быстро: существенную роль в этом играют медиа, транслирующие высказывания экспертов и лидеров мнений.

"Важно, что нередко моральная паника оказывается маркетинговым инструментом: инициируя или раздувая ее, производители информационных продуктов стимулируют их востребованность. В случае обсуждений квадробинга наблюдается ряд случаев, когда высказывание медийного лица резко поднимает знание о нем и цитируемость его текстов. Более того, существенная часть пользователей – в том числе, детей – узнает о предмете моральной паники только благодаря ее обсуждению в медиа", — добавила Радченко.

Как показывают Б. Конвелл и А. Линдерс, угроза заставляет членов самых различных групп взаимодействовать друг с другом для совместного упорядочивания неопределенной и часто противоречивой информации об этой угрозе. Благодаря такой совместной интерпретационной деятельности "паника" как беспорядочная реакция на противоречивую информацию уступает место мобилизации для борьбы с четко описанным "злом". В результате складываются и закрепляются новые общественные нормы и фиксирующие их законодательные инициативы.

"Моральная паника в классическом варианте подразумевает поиск виновных. Так, паника, развернувшаяся несколько лет назад вокруг подростковых групп, была связана с поиском т.н. "кураторов", которые вовлекают молодежь в опасные для жизни ситуации. В случае квадробинга этого не происходит, но, как и в панике вокруг "синих китов", в соцмедиа идет поиск внешнего вредоносного агента – обычно зарубежных спецслужб, которые распространяют опасные практики", — отметила она.

В случае квадробинга общественный консенсус по обсуждаемому вопросу отсутствует: сложились две противоречащие друг другу позиции, сторонники которых постоянно включаются в дискуссии в соцмедиа (представление о квадробинге как об опасной/вредной практике сталкивается с представлением о том, что это нормальная и безопасная игровая практика детей и младших подростков). Именно поэтому дискуссии продолжаются, но при этом не возникают законодательные инициативы – хотя предложения такого рода озвучиваются.

"Конечно, моральные паники не появляются на "пустом месте": им предшествует общественная тревожность, которую люди стремятся разрешить. По отношению к подросткам эта тревожность достаточно устойчива: на протяжении десятилетий возникали моральные паники, связанные с ощущением угроз от молодежных движений и субкультур, небезопасных игр детей и подростков, погружения подростков в альтернативные миры – от компьютерных или ролевых игр до серьезных проблем, связанных с распространением аддикций. Это беспокойство, в частности, выливается в проблему маргинализации подростков, которые воспринимаются как лиминальная и "дважды опасная" группа: с одной стороны, их ощущают как угрозу для других (и поэтому стараются устранить из общественных пространств), а с другой – как угрозу для самих себя, как несовершеннолетних граждан, которые в силу возрастных особенностей психологии могут предпринимать неоправданно рискованные действия (и поэтому их стараются "контейнировать" в специально адаптированных для них пространствах под контролем взрослых – а реализация таких проектов сталкивается с множеством ограничений – от финансовых до кадровых). В итоге во многих российских городах ощущается сильный дефицит мест, где подростки могут осуществлять социализацию в кругу сверстников", — объяснила специалист.

На материале собранных данных (около 165 тысяч комментариев) мы можем заключить, что ключевое беспокойство связано с представлением об утрате квадроберами связи с реальностью и подвижностью их идентичности. Аналогичное беспокойство ранее возникало в связи с другими увлечениями молодежи, связанными с альтернативными или гибридными мирами и выстраиванием дополнительной идентичности – от стиляг и панков до ролевых игр, исторической реконструкции, компьютерных игр, увлечения тамагочи или PokemonGo. При этом сегодня сама по себе множественная идентичность не вызывает серьезного опасения: пользователи соцмедиа скорее беспокоятся о том, что альтернативная, игровая идентичность (в данном случае идентификация себя с животным) заместит "основную", что приведет к негативным последствиям для социальной жизни подростка.

"Несколькими годами ранее практически те же претензии в утрате "человеческого облика", что и квадроберам сегодня, выдвигались по отношению к движению фурри (людей, которые увлекаются образами антропоморфных животных). Они связаны с одной из ключевых и крайне востребованных вернакулярным дискурсом культурных оппозиций "человека" и "животного", в котором человеку приписываются такие значения как "разум", "рациональность", "культура", "контролируемость" - а животному, соответственно, "инстинкт", "эмоции", "дикость", "неконтролируемость", "заведомое несоответствие общественным нормам", — сказала Радченко.

Именно эта последняя проблема нередко вызывает беспокойство пользователей: так, они репостят видео, где квадробер сбивает пешехода или велосипедиста, "атакует" прохожего, и в комментарии к нему высказывают опасения, что это столкновение – следствие неконтролируемости поведения и несоответствие нормам поведения в обществе, которое связано именно с идентификацией себя как "животного" - "нецивилизованного" и не управляющего собой (заметим, что лексема "озвереть" в русском языке означает именно это – "под влиянием эмоции утратить контроль над собой и проявить агрессию").

Здесь актуализируется страх, связанный с утратой контроля над "дважды опасной" группой. Возникает представление о том, что подростков, которые осуществляют непривычные действия, не контролируют их родители (или даже поддерживают это увлечение), не могут контролировать посторонние взрослые и даже правоохранительные органы (из-за ношения масок идентификация квадробера может быть затруднена) и в итоге люди в общественных пространствах ощущают небезопасность.

"Эта небезопасность воспринимается как пролонгированная: проблема для многих пользователей соцмедиа не только в том, что дети делают сейчас, но и в их будущем поведении. Существует устойчивое представление о том, что социальная функция игры – в подготовке ребенка к взрослой жизни; следуя этому представлению пользователи соцмедиа опасаются, что, играя в животное, ребенок может "вырасти животным", регрессировать. Характерно, что среди опасений по отношению к квадроберам нередко звучат обвинения в нарушении санитарно-гигиенических норм, речевого поведения, порядка безопасного взаимодействия с другими (людьми и животными) – то есть в поведении, не соответствующем социальным нормам и поэтому неприемлемым. Те же самые претензии, кстати, предъявляются и собственно к животным в городе", — подчеркнула эксперт.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх