На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Могут расстрелять или вырезать все отделение. Надо спецназ вызывать.Член СПЧ Мельнико...
  • Георгий Михалев
    Все равно зарежут. Всю жизнь не просидит в отделении. Да и отделение могут ночью все вырезать, обычное дело. Надо воо...В Москве чеченска...
  • Георгий Михалев
    Все равно зарежут. Всю жизнь не просидит в отделении. Да и отделение могут ночью все вырезать, обычное дело.Лия Заурбекова, с...

Психолог Шиманская: стоит отказаться от привычных наказаний, чтобы не травмировать психику ребенка

Счастливый и здоровый ребенок — мечта любого родителя. Потому интернет пестрит разнообразием образовательных систем и методов воспитания. "Газета.Ru" поговорила с психологами и узнала, о чем важно позаботиться родителям, чтобы ребенок вырос с устойчивой психикой.

Пять китов психического здоровья Психолог, эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская выделяет два ключевых момента, которые влияют на формирование у ребенка стабильной психики.

Первый — безусловное принятие — когда родители с самого рождения ребенка смотрят на него через призму искренней любви, видят в нем исследователя и личность, а не пытаются через него реализовать свои амбиции. "Многие об этом слышали, но воплотить это на практике не так просто, — объясняет Шиманская — Если смотреть на ребенка как на человека, которому можно помогать раскрывать его таланты, а не на коробочку, в которую нужно побольше всего запихнуть, то родителям удастся избежать чувства неоправданных ожиданий, а также раздражения и расстройства по этому поводу". Второй — умение родителя не накладывать на текущие события свой личный травматический опыт или страх перед будущим. Например, ребенок разбивает тарелку или приносит из школы двойку, а родитель из этого делает вывод, что теперь вся жизнь пойдет под откос: "Сегодня двойка — завтра бродяга под забором". Такие ситуации, по словам психолога, чаще всего дают детям травматический опыт. Психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart напоминает, что залогом крепкой психики является не только благоприятный эмоциональный климат в семье, но и сон, питание и режим — три ключа к физиологическому и как следствие психическому здоровью. "Достаточно учитывать эти три базовые величины, и ребенок (он же будущий взрослый) уже будет в силах справиться и физически, и эмоционально со многими сложностями", — подчеркивает специалист, добавляя, что сон — залог роста, качественной умственной деятельности и здоровой психики.

Отказ от наказаний и правильная похвала Стоит отказаться от наказаний в том смысле, в котором мы привыкли их воспринимать, советует Шиманская. По ее мнению, наказание может быть только в контексте причинно-следственной связи. "Если ребенок отказался убираться в комнате, хотя у нас с ним есть на этот счет договоренности, то мы не идем на прогулку", — приводит пример Шиманская, отмечая, что такое поведение со стороны родителя не является наказанием. Это объективная причинно-следственная связь: когда есть четкие правила и они не соблюдаются, дальше наступают последствия.

"Если очень хочется отругать и наказать ребенка, надо попробовать абстрагироваться от ситуации, и постараться посмотреть на его поступок как на сигнал. Он капризничал, разбросал вещи, отказался делать уроки — все это его способ что-то сказать. Если мы постараемся разобраться в причине случившегося, ответить на вопрос "Почему он так делает", то найдется метод, который не потребует наказаний", — делится специалист. Умение правильно хвалить — искусство, отмечает специалист по эмоциональному интеллекту. Шиманская перечислила случаи, в которых похвала не принесет ни радости, не удовлетворения. Первый — когда родитель хвалит через сравнение ("Ты старательный, но, наверное, у Васи лучше получилось?"), второй — сухая похвала, направленная на ребенка, а не на его действия ("Молодец, так держать"), третий — слишком глобальная похвала ("Вот это да! Ты у меня гений"), четвертый — когда родитель "забивает" радость ребенка собственными приятными переживаниями ("Мама, у меня была такая сложная контрольная, но, представляешь, я успел вовремя все решить. — А у меня сегодня был долгий и напряженный созвон с коллегами, и я тоже справилась"). В каждом из перечисленных примеров, по словам психолога, у ребенка не получится полноценно прожить свою радость. Лучшая стратегия со стороны родителя — использование техники активного слушания: искренний интерес ("Да? А что там у вас было? Расскажешь?"), общение, которое поможет ребенку рассказать о том, что его волнует и самому дать этому оценку. Задача родителя, объясняет Шиманская — слушать, помогать подбирать слова для описания опыта ребенка. И только в этом случае у ребенка получится разобраться, в чем он хорош. Эффективные правила и поддержка Психолог Екушевская подчеркивает, что в семье со здоровым эмоциональным климатом выстраивают эффективные правила, где у ребенка всегда есть право голоса и он всегда знает, что может рассчитывать на поддержку старших. Специалист по эмоциональному интеллекту Шиманская согласна с коллегой. Чтобы свести конфликты к минимуму и проще договариваться внутри семьи, психолог рекомендует воспользоваться принципом "красно-желто-зеленой зоны". В каждой из них действуют свои правила, о которых знает каждый член семьи и соблюдает их. Красная зона — это важные правила, которые имеют четкое обоснование и логику, которую родитель может донести до ребенка. Например,у нас убирают за собой посуду, у всех вещей есть место и т.д. "Желтая зона — про развитие, общение, эксперимент и поддержку. Когда родитель и ребенок вместо что-то исследуют, изучают. Например, договариваются, что хотят вместе сходить в музей, чтобы подтянуть историю. Вместе выбирают, на какой фильм сходить", — объясняет психолог. Зеленая зона, по словам Шиманской, — это та зона, где ребенок сам вправе решать, что он делает. Например, с кем он хочет дружить, что он делает в свободное время. "Когда эти зоны понятны и родителю, и ребенку, то дисбаланса и раздражения в семье становится меньше", — делится Шиманская. Уроки и занятия в школе — не поле для семейной битвы "Личностное развитие человека начинает формироваться в точке покоя, поэтому задача родителя создать эту "точку" для ребенка и сделать так, чтобы учеба не превращалась в стрессовое событие", — рассказывает руководитель направления психологической помощи подросткам образовательной компании MAXIMUM Education Анна Тимофеенко.

Специалист отмечает, что успеваемость и школьная жизнь ребенка нередко становится полем для семейных конфликтов. Однако разногласия можно свести к минимуму, если не навязывать ученику конкретный стиль обучения и устанавливать правила в духе "либо ты станешь отличником, либо будешь наказан". Иначе есть риск, что учеба станет сильным раздражителем. "Предоставьте ребенку свободу выбора, не оставляя его при этом без помощи: "А давай подумаем вместе?", "Давай поищем решение?". Детям нужно понимать, что при необходимости они всегда могут обратиться за поддержкой к близкому человеку", — поддерживает слова коллег Тимофеенко.

Специалист уверена, что больше всего обучению ребенка и нарушению его психоэмоционального состояния мешает родительский перфекционизм: "Нужно быть лучшим", "Получать пятерки по всем предметам", "Все должно получаться". "Пусть ребенок лучше попробует и сделает так, как он умеет, а родитель будет наблюдать за процессом, концентрироваться на успехах, поощрять, мотивируя работать дальше", — подчеркивает психолог. Тимофеенко обращает внимание, что в вопросах контроля над обучением нужно быть предельно осторожными, поскольку учебный процесс является важным фактором формирования самостоятельности. "Ребенок должен со временем научиться понимать, что учеба — только его зона ответственности", — заключает эксперт.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх