
Литва требует от Еврокомиссии взять ситуацию со строительством Белорусской АЭС в Островце под свой контроль. Вильнюс считает станцию небезопасной и угрожающей всему Евросоюзу. Однако эта позиция не находит поддержки у международных организаций, а экономический кризис может вынудить даже ближайших союзников Литвы отказаться от поддержки ее позиции.
Президент Литвы Гитанас Науседа призвал Еврокомиссию (ЕК) лично заняться решением вопросов, связанных с обеспечением безопасности Белорусской АЭС (БелАЭС). С соответствующим предложением он выступил в ходе телефонных переговоров с главой ЕК Урсулой фон дер Ляйен 14 мая.
Науседа требует, чтобы Еврокомиссия добилась от Минска обеспечения требований ЕС по стресс-тестам до запуска электростанции для гарантии безопасности граждан Евросоюза. Литовский лидер обеспокоен тем, что "без устранения очень серьезных проблем безопасности АЭС" на площадку доставлено ядерное топливо для его загрузки в ближайшее время.
"Белорусская АЭС - это вопрос ядерной безопасности всего ЕС, а также испытание солидарности, коллективного реагирования и ответственности за граждан ЕС.
Мы обязаны гарантировать свою собственную безопасность и безопасность всех граждан ЕС, а также обеспечить, чтобы электроэнергия, произведенная на небезопасных электростанциях в третьих странах, не попадала на внутренний рынок ЕС", - сказал Науседа.
Он также отметил, что Литва в свете этой ситуации готова стать региональным центром гражданской безопасности Евросоюза по реагированию на ядерные и радиационные инциденты.
Белоруссия ведет строительство АЭС рядом с городом Островец в Гродненской области.
Вильнюс отделяет от места строительства атомной станции 50 километров, и Литва уже традиционно выступает категорически против ее запуска, заявляя, что станция не является безопасной.Науседа неоднократно подчеркивал, что БелАЭС - "это проблема всего Евросоюза", добавляя, что не оставит своих попыток убеждать руководство Евросоюза в том, что
АЭС в Островцах - "это новый Чернобыль".
Договоренности о строительстве БелАЭС были достигнуты еще в конце прошлого десятилетия. Россия в 2011 году выдала Белоруссии кредит в размере $10 млрд, который покрывает 90% затрат на строительство. Возведением объекта занимается российский "Росатом". Изначально было заявлено, что первый энергоблок введут в строй в конце 2019-го. Сроки в итоге сдвинулись - запуск перенесли на 2020-й год, а пуск второго блока сместился на 2021 год.
Несмотря на долгую историю строительства, Литва стала ярым противником белорусской станции относительно недавно. В 2017 году, когда строительство было уже в самом разгаре, парламент Литвы постановил считать этот объект угрозой безопасности. Более того, был принят специальный законодательный акт, запрещающий покупку энергии с этой АЭС.
Официально Литву в БелАЭС беспокоит лишь вопрос безопасности. Однако сложно не усмотреть во враждебных заявлениях нотку зависти: в 2004 году ради вступления в ЕС Вильнюс был вынужден закрыть собственную АЭС.
Прибалтийская республика была поставлена на рельсы вражды с Минском усилиями экс-президента Дали Грибаускайте.
В конце ее президентского срока Литва даже отказалась от сотрудничества с Белоруссией, чтобы не признавать законность строительства российско-белорусской АЭС. Грибаускайте уверяла, что обеспечить безопасность БелАЭС "невозможно в принципе", поскольку "выбранная для ее строительства площадка небезопасна".
Ее приемник Науседа продолжил курс "железной Дали", но постарался избрать более мягкий подход. Помимо постоянных жалоб внешнеполитическим партнерам и во всевозможные международные инстанции, Науседа продвигает линию налаживания отношений с Минском.
Когда Белоруссия не смогла в прошлом году договориться в Россией о ценах на энергоносители, именно Науседа сыграл роль посредника и помог с закупкой топлива у других поставщиков. Литовский президент активно пытается вытащить Белоруссию из российской сферы влияния.
Однако на строительство АЭС такие шаги эффекта не оказывают. В свете обострившихся отношений с Россией Минску как никогда важен скорейший запуск электростанции.
Политика Науседы по поиску поддержки в международных инстанциях также себя не оправдывает. Его позиция не находит в мире сочувствия.
В начале марта группа экспертов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) завершила миссию в Белоруссии по оценке готовности инфраструктуры для выполнения ядерной энергетической программы, придя к выводу, что у БелАЭС нет никаких проблем.
"Мы встретили хорошо подготовленных, мотивированных и компетентных специалистов, готовых открыто обсуждать все вопросы, связанные с созданием инфраструктуры", - отметил руководитель группы Милко Ковачев, глава секции развития ядерной инфраструктуры МАГАТЭ.
По его словам, Белоруссия продемонстрировала "стремление к достижению целей программы и обеспечению выгод для белорусского народа, таких как поддержка экономического развития страны". Но и на этом комплименты в адрес принимающей стороны не закончились.
Ковачев сообщил также, что группа экспертов ознакомилась с применяемыми практиками и "определила их как передовые". Они могли бы даже применяться другими странами, осваивающими ядерную энергетику.
У МАГАТЭ нашлось лишь несколько не самых острых рекомендаций в адрес руководства АЭС: активнее налаживать сотрудничество с регулирующими органами других стран и глубже проработать готовность станции к чрезвычайным ситуациям.
А участники Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которые изучили АЭС в начале прошлого года, смогли лишь заключить, что место строительства можно было выбрать и другое. Однако и к нынешнему претензий у них не нашлось.
Однозначную поддержку позиции Литвы высказывает только Польша. Однако мотивация Варшавы в этом вопросе предельно ясна: поляки сами собираются развивать атомную энергетику и лишний конкурент в регионе им ни к чему.
Другие прибалтийские республики - Латвия и Эстония - хоть нехотя, но согласились поддержать бойкот белорусской АЭС. Однако пандемия коронавируса и последующий за ней экономический кризис могут изменить мнение Риги и Таллина: когда бюджет сокращается до невероятных масштабов, дешевая электроэнергия может перевесить "балтийскую солидарность".
Свежие комментарии