
Глава "Ростеха" Сергей Чемезов рассказал о схеме, по которой будут списаны 20 млрд рублей долга "АвтоВАЗа". Также владеющая российским автогигантом фирма-бенефициар будет выведена из голландского офшора, что официально объясняется патриотическими мотивами. Эксперты же считают, что уход "АвтоВАЗа" из Нидерландов связан с грядущим ухудшением налоговых преимуществ.
Долги "АвтоВАЗа" на 20 млрд рублей перед "Ростехом" будут окончательно погашены, рассказал на пресс-брифинге журналистам глава госкорпорации Сергей Чемезов. Из них 10 млрд руб. будет зачтено в счет долга перед заводом производителя компонентов ОАТ. Еще 10 млрд руб. пойдет на докапитализацию "АвтоВАЗа". Завершение списания долгов затягивается из-за перевода владельца "АвтоВАЗа" — нидерландского СП "Ростеха" и Renault Alliance Rostec Auto B.V — в российскую юрисдикцию, после чего структура будет ликвидирована.
"Вопрос переезда (перевода под юрисдикцию России — "Газета.Ru") связан еще со списанием тех долгов старых, которые остались у нас, а их порядка 20 с небольшим миллиардов (рублей). Мы предлагаем погасить долг ОАТ (производитель компонентов, "дочка" "Ростеха") 10 млрд перед "АвтоВАЗом", а 10 млрд простить в капитал "АвтоВАЗа", — цитирует ТАСС главу "Ростеха".
Предполагается, что по итогам этого перехода из голландского офшора "Ростех" снизит долю в "АвтоВАЗе" до 25% с нынешних 32,4%. За счет докапитализации на 10 млрд рублей она повысится. Но, по словам Чемезова, госкомпания не намерена расширять свое владение заводом и продаст концерну Renault 8% из нового пакета в Alliance Rostec Auto B.
V, но уже после перехода "АвтоВАЗа" в российское правовое поле. Таким образом российская сторона, по словам главы госкомпании, сохранит за собой блокирующий пакет (25%).В пресс-службе "Ростеха" "Газете.Ru" сообщили, что распределение долей между партнерами альянса осуществляется в соответствии с изначальными партнерскими договоренностями, "в том числе учитывается колоссальный вклад французских партнеров в развитие российского автопроизводителя". При этом госкорпорация сохраняет возможность влиять на ключевые процессы и решения автопроизводителя, подчеркнули в пресс-службе. В тоже время в "Ростехе" признают, что процесс перевода головной структуры "АвтоВАЗа" задерживается из французских партнеров.
"С новым руководством договорились, что до конца года мы должны документально подписать все, что необходимо, чтобы перевести голландскую компанию уже в Россию.
Но все двигается очень медленно.
Думаю, в ближайшее время попробую еще раз переговорить с руководством Renault, чтобы их юристы более живо поработали в этом направлении", — уточнил Чемезов.
Упомянутые долги "АвтоВАЗа" образовались в период с 2009 по 2012 год. Тогда государство в рамках спасения от банкротства главного предприятия моногорода Тольятти передало через "Ростех" 75 млрд рублей (не менее $2,5 млрд по актуальным курсам) в виде прямых беспроцентных субсидий, субсидии поступали также в 2015-2016 годах. В официальной отчетности "АвтоВАЗа" сумма перечисленных госкомпанией средств не детализировалась, суммарно их величина составила около 110-120 млрд рублей. В пресс-службе "Ростеха" уточнили, что на сейчас сумма докапитализации "АвтоВАЗа" составляет 100 млрд рублей.
В увеличении капитализации "АвтоВАЗа" в 2016-м и 2018 году участвовали и французы, внося свои долговые требования в капитал компании. В итоге доля офшора Rostec Auto B.V выросла в "АвтоВАЗе" с 64,6% до 100%.
Эффекта нет
Несмотря на то, что по итогам 2019 года "АвтоВАЗ" отчитался о прибыли в 385,6 млн рублей (по РСБУ), бизнес предприятия до сих пор нельзя назвать доходным. Если не считать прошлый год, то в последний раз прибыль автозавод показывал в 2012 году,
но именно в этот год компания получила солидную часть из 75-миллиардного транша государства.
Между 2019 и 2012 годами "АвтоВАЗ" показывал стабильную убыточность или нулевую прибыль (в 2018 году). Причем в 2015 году по этому показателю автопроизводитель достиг своего рекордного значения — минус 74 млрд рублей, свидетельствует отчетность компании в базе "Картотека".
По итогу 2020 года компания будет в незначительном плюсе пообещал глава "Ростеха".
"Ожидаем, что год будет прибыльным, но прибыли как в 2019 году компания вряд ли добьется — падение продаж (суммарное за год — "Газета.Ru") будет около 7%.
То есть какая-то прибыль будет, но минимальная,
— сказал Чемезов. — Вмешательство акционеров пока не требуется, только если совсем тяжело будет, убытки — тогда будем совместно решать на совете директоров".
Согласно статистике продаж новых автомобилей Ассоциации европейского бизнеса в России, в прошлом месяце было реализовано 38 тыс. автомобилей, что на 22% больше, чем в ноябре 2019 года. По итогу же 11 месяцев этого года продажи Lada упали на 7% до 302,7 тыс. штук. Успехи автогиганта во многом связаны с государственной программой опережающих закупок — многие госпредприятия перенесли закупки будущих периодов на этот год. Только летом завод получил заказов примерно на 16 тыс. машин от государственных учреждений и компаний.
В пресс-службе "Ростеха" "переезд" головного предприятия "АвтоВАЗа" в Россию объяснили патриотическими мотивами: "АвтоВАЗ" – исторически российское предприятие, поэтому совместное предприятие госкорпорации "Ростех" и французской компании Renault должно иметь российскую юрисдикцию".
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев скептически оценивает подобное объяснение. С большой долей вероятности ликвидация офшора связана с изменением налогового законодательства Нидерландов, полагает он. На прошлой неделе Минфин России сообщил о подготовке законопроекта о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами.
Министерство пояснило, что переговоры об изменении договора провалились, поскольку европейцев не устроил предложенный российский стороной вариант увеличения налога до 15% в отношении дивидендов и процентов на доходы налоговых резидентов. Ранее на таких условиях Россия договорилась с властями других крупнейших офшорных зон — Кипром, Мальтой и Люксембургом.
Сейчас иностранные компании платят в Нидерландах 5% от общей суммы выплачиваемых дивидендов. Это крайне выгодно как для Renault, так и для "Ростеха", Бургазлиев полагает, что пока официально российский юридический статус официально не оформлен, о смене юрисдикции рано говорить. Акционеры все еще могут найти другой офшор, полагает он.
Свежие комментарии