На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 667 подписчиков

Свежие комментарии

  • Traveller
    Слово "сделка", которая во все времена попахивала .овнецом, очень точно характеризует то, на что толкает рыжий и лохм...Politico: рамочно...
  • Николай Герасименко
    Предлагаю таблички с названием города Сталинград больше не снимать!На въезде в Волго...
  • Борис Кокин
    Помнится гарант то же самое обещал, но как говорится, обещать не значит выполнить.Володин заявил, ч...

19 ноября мореплавателю Ивану Крузенштерну исполнилось бы 255 лет

Об Иване Федоровиче Крузенштерне люди обычно готовы вспомнить два факта: что он "человек и пароход" из "Простоквашино" и что он совершил первое русское кругосветное плавание. На самом деле, его биография была бы богата и без этого похода, ведь до него он шесть лет стажировался на британском флоте, стал настоящим русским корсаром Карибского моря, которого пытался взять на службу Джордж Вашингтон.

После этого он крейсерствовал у берегов Индии и строил планы по завоеванию Россией мирового океана, сидя в Китае.

Последние великие путешественники

XVIII век был необычной эпохой в истории России, которая прошла под знаменем германизации ее элиты и завершилась воцарением чистокровной немки Екатерины II. Многие немцы приезжали из-за границы, пользуясь плодами "космополитичной эры", в которой лояльность была связана скорее с монархом и династией, чем с народом.

Иван Крузенштерн, впрочем, был не из их числа, - он по праву мог называть себя и свою семью коренными жителями Российской империи. Род Крузенштернов с 1630-х годов жил в Эстляндии (Эстонии), а их родовое имение находилось под Таллином. В 1721 году эти земли вошли в состав России вместе со всеми жителями. Там 19 ноября 1770 года и родился мореплаватель.

Сам Иван Федорович при рождении, разумеется, был не Иваном Федоровичем, а Адамом Иоганном фон Крузенштерном.

Имя он русифицировал во время учебы в Морском кадетском корпусе, заведении не для слабых духом. Его директор, адмирал Голенищев-Кутузов, к работе относился небрежно и за учебным процессом особо не следил. Поэтому кадетов кормили чем попало, жили они в грязи и холоде, качество занятий было средним, в отношениях царила суровая дедовщина, а главным методом воздействия на учеников со стороны преподавателей были регулярные избиения.

Такой выбор учебного заведения был крайне нетипичным для мальчика из дворянской семьи, а служба на флоте не была престижной, ведь он был создан меньше сотни лет назад. Кроме того, флот был сугубо прибрежным и абсолютно непохожим на могучие океанские эскадры Великобритании, Франции или Испании. Но Крузенштерн пошел туда не ради престижа. Он жил на излете эпохи великих географических открытий, и в год его рождения еще продолжалась первая крупная экспедиция Джеймса Кука. Его открытия не сходили с первых страниц европейских газет и занимали воображения всех мальчиков, которые сами мечтали ходить по морям, открывать земли и закрашивать белые пятна на карте. За тем Крузенштерн и пошел служить на флот, - в этом у биографов нет сомнений, поскольку еще с раннего детства он собирал книжки о путешествиях. Его младший товарищ по учебе, Юрий Лисянский, немало удивился, увидев у курсанта книжку про походы Беринга.

Учеба в Морском кадетском корпусе должна была продолжаться шесть лет, но Крузенштерн не провел там и половины положенного срока. Началась война со Швецией на Балтике, и в 1787 году его, как и многих соучеников, досрочно произвели в гардемарины (звание курсанта старших курсов) и отправили служить на действующий флот в возрасте 17 лет.

Корсар Карибского моря

На флоте Крузенштерну невероятно повезло. Его направили на линейный корабль "Мстислав", которым командовал Григорий Муловский. В возрасте 31 года он считался одним из лучших офицеров флота и должен был возглавить кругосветное путешествие, запланированное царицей Екатериной. Крузенштерн прекрасно знал, кто такой Муловский, и мечтал с ним познакомиться, а теперь они служили на одном корабле.

Гардемарин смог заинтересовать командира, втянул его в разговоры о далеких плаваниях и напросился в команду для кругосветного путешествия. Муловский пообещал его запомнить и иметь в виду.

Первым морским боем для Крузенштерна стало Гогландское сражение 1788 года, в ходе которого шведы планировали высадить десант под Санкт-Петербургом, а русский флот под командованием адмирала Грейга пытался ему помешать. Несмотря на большие потери, эти планы удалось сорвать. Крузенштерн в той битве по большей части бегал по кораблю и разносил приказы командира, пробираясь через тела убитых и раненых под градом пуль и снарядов. Его мутило и тошнило, а на корабле он еще ориентировался плохо, но за отвагу и упорство после того боя его досрочно произвели в мичманы.

Через год, в Эландском бою, в Муловского попало пушечное ядро прямо на глазах у Крузенштерна. Это лишило его не только командира и возможного будущего друга, но и самого реалистичного шанса исполнить мечту о путешествиях. Однако шанс этот подвернулся ему снова, - да такой, о котором и мечтать было нельзя.

После войны, которая завершилась победой России и укреплением ее господства на Балтике, было возобновлено русско-английское соглашение. Согласно ему, русских морских офицеров отправляли на стажировку в Королевский флот, считавшийся лучшим в мире и демонстрировавший свой флаг везде, - от Санкт-Петербурга до Гаваны и от Лиссабона до Шанхая. Крузенштерн, произведенный на тот момент уже из мичманов в лейтенанты, стал одним из 16 офицеров, отобранных для стажировки.

Он выбрал в качестве места службы Атлантику, и его старые друзья Лисянский и Баскаков последовали за ним. Там шла война с революционной Францией, и британский флот атаковал французские морские коммуникации всюду от Европы до колоний в Карибском море. Нападал на торговые корабли и Крузенштерн, неся службу на фрегате HMS Thetis. Так русские офицеры стали настоящими корсарами Карибского моря, впрочем сам Иван Федорович ничего на этом не заработал и все призовые деньги раздал матросам. Хоть ему и нравилась Англия как страна, но не нравились суровые порядки британского флота, где насаждалась в буквальном смысле палочная дисциплина. Матросы были там тягловым скотом, и нередко их заменяли, спаивая мужчин в портах и утаскивая их на корабль, когда они теряли сознание. Русский немец же старался относиться к ним по-человечески.

Биографам Крузенштерна всегда было непросто работать, поскольку его личные письма отличаются краткостью и скупостью деталей. Зато во время службы он все время составлял путевые заметки, атласы и в целом вел работу ученого-географа.

В 1794 году Thetis сел на мель и потребовал ремонта, отчего у офицеров появилась возможность посетить только что созданные Соединенные Штаты.

В Филадельфии, тогдашней столице, Крузенштерна встретил сам президент Джордж Вашингтон.

Он попытался перевербовать моряка и привлечь его к строительству американского флота: ведь тот был английским офицером, но не англичанином (им американцы не доверяли до самого конца XIX столетия). Крузенштерн отказался. Переубедить его, возможно, могло бы только предложение похода в Юго-Восточную Азию, а туда американцы добраться еще не могли.

1796 году Крузенштерн едва избежал трагической судьбы: возвращаясь в Англию на фрегате Cleopatra, у ирландских берегов он повстречал французский линейный корабль, оказавшийся внезапно так близко, что были слышны голоса вражеской команды. Уйти от более быстроходного противника фрегат не мог, а линейный корабль мог позволить себе выбор - разнести Cleopatra в щепки артиллерией или взять на абордаж, используя преимущество высокого борта и большой команды. К счастью для русского моряка, французы сами так растерялись от встречи, что не успели никак отреагировать.

Окно в Азию

Благополучно добравшись до Англии и услышав новости о воцарении в России Павла I, Крузенштерн стал через знакомых пробивать себе новое назначение на корабль, пока царь-сумасброд не разрушил союз и не отозвал стажеров. Мечтой офицера все так же была Юго-Восточная Азия, места славы многих первооткрывателей. Туда англичане иностранцев не пускали, зато Крузенштерну удалось найти на линейном корабле Reasonable, который шел в Южную Африку, место для себя, Лисянского и Баскакова.

В Кейптауне ему наконец удалось то, к чему он шел всю жизнь. Туда зашел захваченный у французов фрегат Oiseau, чья британская команда почти вся вымерла от болезней на пути в Калькутту. Такой анонс, услышанный от капитана, Крузенштерна не смутил, и вся троица отправилась служить на трофейное судно. Правда, когда выяснилось, что Oiseau держится на плаву лишь благодаря работе откачивающих воду помп, и что при первом же шторме корабль отправится не в Калькутту, а на дно, Лисянский и Баскаков немедленно забрали багаж и вернулись на Reasonable. Возможно, их примеру последовал бы и Крузенштерн, если бы друзья не сбежали без него, а на следующий день его не встретил капитан и не стал нахваливать за смелость.

Несмотря на чудовищное состояние, Oiseau пережил шторм у аравийских берегов и встал на ремонт в Калькутте. Там обнаружилось чудо, в которое никто никогда бы не поверил, если бы посмотреть его не стянулся весь город - в днище корабля зияла огромная пробоина, из-за которой он неминуемо должен был потонуть. Но ее заткнула большая коралловая глыба. Прослужив какое-то время в Бенгальском заливе, Крузенштерн отпросился у капитана в отпуск, отправившись в вольное плавание сначала в Малакку (Малайзия), а затем добравшись до китайского Кантона (Гуаньчжоу).

Все это время он осмыслял свой морской опыт и думал, как применить его на практике. Он видел, что господство над миром кроется не в пушках и линейных кораблях. Кроется оно в морской торговле: на его глазах британские, голландские и португальские мореплаватели делали целые состояния, как лично для себя, так и для государства. Особенно важным моментом для моряка был заход в Кантон стотонного брига с Аляски, везущего груз меха на 50 тысяч пиастров - годовой доход десятка крупных колониальных землевладельцев.

Зачем нужны кругосветные плавания?

Тогда в голове Крузенштерна окончательно оформилось то, над чем он работал непрерывно, начиная с периода каперства в Атлантике. Он разработал проект, который подразумевал вступление России в состязание с крупнейшими морскими державами. Для начала было необходимо закрепиться на Дальнем Востоке и Аляске, куда сухопутный путь был абсурдно труден.

Чтобы добраться туда, весной выезжали из Москвы и ехали на восток, меняя лошадей каждые 100 верст. В июле добирались до Урала, в августе пересекали Обь, а с первым снегом добирались до Иркутска. Здесь зимой ехали на санях по замерзшей Лене в Якутск, где переживали весну и половодье. В июне отправлялись оттуда на оленьей упряжке, и осенью оказывались на Камчатке, где снова ставали на зимовку. Лишь следующим летом путешественник отправлялся на Аляску, где набирал груз меха и начинал обратный путь. Можно только представить себе, сколько оленьих упряжек потребуется, чтобы разгрузить один стотонный бриг. Разумеется, такая торговля была едва ли выгодной, а многие шкурки вообще гнили по дороге.

Крузенштерн предлагал России развернуть крупный океанский флот, чтобы снабжать Дальний Восток морем и торговать с ним, идя вокруг Африки и Азии. Эта база позволила бы навязать конкуренцию английским и другим европейским купцам в мировом океане, но для начала следовало научиться стабильно совершать кругосветные плавания. Это же невозможно сделать, если Морской кадетский корпус останется клоповником и пристанищем садистов, которые путают обучение и наказание. И разумеется, путь туда должен был быть открыт как можно более широкому кругу лиц, а не только дворянам.

Проведя за границей шесть лет и вернувшись в Петербург в 1799 году, он начал продвигать свой проект кругосветного плавания, но Павел I отмахнулся от его идей как от "глупой писанины". Успеха удалось достичь лишь в царствование Александра I: война с Наполеоном требовала огромных средств, а план Крузенштерна подчеркивал коммерческую необходимость дальних походов: ведь другие державы живут за счет морской торговли, а Россия, несмотря на наличие технической возможности, не участвует в ней исключительно "по собственному нерадению".

Царю Александру идея понравилось, и он одобрил исследовательскую экспедицию для ее реализации. Она вошла в историю как первое русское кругосветное плавание 1803-1806 годов. Руководили ей Крузенштерн и его старый друг Лисянский.

По многим причинам превратить Россию в великую морскую державу не удалось, но ходить на Дальний Восток и на Аляску русские корабли начали регулярно. И хоть Аляску в середине XIX века пришлось продать из-за возросшего давления США и Великобритании, с тех пор России был открыт морской путь в свои азиатские владения.

В конечном итоге под конец карьеры Крузенштерн вернулся в родной Морской кадетский корпус, но уже в статусе директора и вице-адмирала. Помня о тяжелых проведенных там годах, он затеял капитальные реформы: сделал ремонт, уволил самых нерадивых преподавателей, закупил современные учебные модели и пособия, позвал читать лекции ученых, непрерывно находился в контакте с учениками. Обогнувший земной шар бывший корсар настаивал, что в первую очередь при воспитании будущих офицеров надлежит заботиться о нравственности и дисциплине, причем под последним подразумевалось не внушение страха перед избиением, а формирование мотивации к службе и уважения к себе и своему делу.

24 августа 1846 года адмирал скончался от инсульта и был похоронен в лютеранском Домском соборе Ревеля, рядом с адмиралом Грейгом, под началом которого Иван Федорович пошел в свой первый бой.

Едва ли найдется много людей, чьи мечты юности были бы столь амбициозными и кто смог бы воплотить их настолько полно, как Крузенштерн.

 

Ссылка на первоисточник
наверх