На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 407 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Хватит херню городить. Никто не станет помогать террористам хезболлы и хамас. Одно дело тайно им помогать, как делал ...Сенатор Климов пр...
  • Дмитрий Гурин
    Зелю ждет или цианид или ожидание смерти а вот какой это зависит от многого. Самая болезненная и продолжительная смер...Нардеп Дмитрук за...
  • Георгий Михалев
    Непонятно, что тут криминального? Купил реликвии на аукционе, за свои бабки. Это какой то 3.14здец уже.Учитель из Екатер...

130 лет назад была запатентована надувная шина

130 лет назад шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп получил патент на пневматическую шину – его собственное изобретение, которое было придумано для детского велосипеда, но годы спустя покорило весь мир. Уже в начале XX века шина стала неотъемлемым атрибутом автомобилей и многих других транспортных средств.

130 лет назад шотландский врач-ветеринар Джон Бойд Данлоп запатентовал пневматическую шину – важнейший сегодня элемент автомобиля и многих других транспортных средств. Владея вместе с братом Джеймсом одной из крупнейших клиник для животных в Ирландии, он не ограничивал свои интересы только профессиональной деятельностью. Особенно Данлоп любил ездить на велосипеде по грунтовым дорожкам. Еще в 1818 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карслруэ запатентовал двухколесный самокат, названный им "машиной для бега". К концу XIX века созданный на его базе велосипед приобрел значительную популярность в Европе.

Данлопа очень волновал вопрос смягчения хода колес, причем не для себя: его десятилетнему сыну в качестве восстановления после тяжелой болезни прописали велосипедные прогуки, а ездить по ухабам было некомфортно – слишком отдавало в пятую точку.

Однажды ему в голову пришла идея: изобретатель разрезал на полосы медицинскую грелку, склеил из них длинную трубку и надул ее. Получилась упругая баранка.

Затем с помощью инструмента Данлоп проточил в ободе велосипедного колеса наружную канавку и, немного растянув надутую резиновую баранку, надел ее на обод. Канавка прочно держала резиновую шину. По другой версии, ветеринар использовал в качестве прообраза будущей шины обруч, сделанный из шланга для поливки сада. Впрочем, совсем не исключено, что Данлоп проверил в деле оба метода.

Замкнув шланг в кольцо, ветеринар приладил к нему клапан, пропускающий воздух внутрь камеры и не позволяющий ему выйти наружу.

Для понимания процесса пришлось разобрать трехколесный велосипед сына. Данлоп увидел, что колесо с шиной катится гораздо увереннее и дальше, чем обычное металлическое или цельнорезиновое. Следующие наблюдения давали все более поразительные результаты.

Изначально велосипедисты презрительно окрестили новые шины "пудинговыми колесами" - ирландцы и британцы привыкли к жесткому контакту с покрытием. Изобретение Данлопа, говорили они, - для неженок или женщин.

После проведения ряда экспериментов, ради которых медику пришлось на какое-то время оставить практику, Данлопу удалось усовершенствовать свою задумку. Резиновая камера крепилась на обод металлического колеса со спицами. Для надежности элементы обматывали прорезиненной парусиной. Получался бандаж, который позже модифицировали в покрышку.

31 октября 1888 года Данлоп запатентовал изобретение. Ему предоставлялся приоритет на использование надувной шины для велосипедов и легковых автомобилей.

Преимущества "пневматического обруча" над голым колесом показали дальнейшие опыты. Так, престижную гонку на велосипедах летом следующего года выиграл средний спортсмен, но чей байк, в отличие от остальных, был оснащен шинами. Оказавшиеся среди проигравших сыновья президента Ассоциации ирландских велосипедистов предложили Данлопу совместно основать компанию по производству шин и выкупили права на патент. В это же время Чайлд Кингсти Уэлтч из-за непрочности, а также сложности парусинового бандажа и частых проколов колеса предложил разделить шину на камеру и покрышку. Камера оставалась резиновым обручем, а покрышка образовывалась благодаря двум стальным кольцам и резиновой перемычке между ними.

До этого приходилось возить с собой большой комплект запаски – валяющиеся на дорогах гвозди от лошадиных подков регулярно превращали жизнь велосипедистов и пилотов "самобеглых колясок" в каторгу. Массовое использование шин непосредственно для машин началось спустя полтора-два десятилетия после изобретения Данлопа – когда система и средства их изготовления претерпели необходимые усовершенствования.

Данлопу не удалось обогатиться на своем детище.

В 1890 году неожиданно выяснилось, что задолго до него, еще в 1846-м шотландский инженер-железнодорожник Роберт Уильямс Томпсон получил патент в США и Франции на шину из прорезиненной ткани.

Изобретение было довольно примитивно: камера изготовлялась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде раствора, а наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Вся эта конструкция крепилась на обод болтами, в ней был предусмотрен клапан, через который шину накачивали, - прообраз современного ниппеля.

"Воздушные колеса" сглаживали неровности дорог, но были очень дорогими – промышленное производство резины еще только начиналось.

Разработку Томпсона ввиду ее несовершенности и хрупкости едва ли можно было применять на практике. К тому же она значительно опередила свое время. В общем, о надувных колесах забыли, а популярность приобрело другое изобретение Томпсона - цельнолитые шины из вулканизированной резины.

Тем не менее, в целях соблюдения исторической справедливости патент Данлопа был аннулировал в пользу коллеги-конкурента, о работе которого ветеринар узнал уже после своего собственного изобретения (то есть, шотландца нельзя называть плагиатором или кем-то в этом роде).

И все же имя Данлопа прочно ассоциируется с появлением и повсеместным применением надувной шины.

Сегодня оно увековечено в названии всемирно известного бренда, который во второй половине XX века являлся официальным поставщиком для "Формулы-1", а сегодня активно сотрудничает с мотоспортом, слившись с другой компанией.

Что же до Джона Бойда Данлопа, то в 1895 году он продал свою долю в бизнесе и больше никогда не занимался шинами, сосредоточившись на ветеринарной практике и магазине тканей. Коммерческий успех пришел к производству шин еще при его жизни (Данлоп умер в 1921 в 81-летнем возрасте), однако сам он не получил от этого ничего, кроме славы.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх