На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 420 подписчиков

Свежие комментарии

  • Leon Dan
    А может лучше исключить влияние мигрантов на чиновников и органы?Медведев: нужно и...
  • Олег Самойлов
    Во, проблема! Ну, забыли и забыли! Прицепят к другому!"Говорит большой ...
  • Ратник Ратник
    А раньше власти не знали, чья это недвижимость? Может о том, что ВОЙНА третий год идёт, тоже не знали?Аксенов: в 2024 г...

"Алмаз-Антей" представит на "Иннопроме" подводный беспилотник в разрезе

Концерн ПВО "Алмаз-Антей", известный своими комплексами воздушно-космической обороны С-400 и С-500, решил представить широкой публике свою разработку в области глубоководных исследований - автономную станцию "Сарма". До этого подобные аппараты разрабатывались исключительно специализированные судостроительные заводы.

Макет "Сармы" впервые будет показан на стенде концерна "Алмаз-Антей" на выставке "Иннопром - 2021" в Екатеринбурге с 5 по 8 июля. Как выяснила "Газета.Ru", макет будет выполнен в натуральную величину в разрезе с демонстрацией всех технических элементов и агрегатов, установленных на борту.

"Данный подводный беспилотник сможет в течение продолжительного времени, в том числе подо льдом, проводить исследования глубин Мирового океана, транспортировать различные грузы, обслуживать подводные сооружения и коммуникации, управлять подводным нефтегазовым оборудованием, осуществлять поиск затонувших объектов.

Являясь универсальной платформой, автономный необитаемый подводный аппарат "Сарма" оснащен высокоточным навигационным оборудованием, системой связи, а также широким набором инструментов для решения различных задач под водой", - подчеркнули в "Алмаз-Антее".

Макет изготовлен на нижегородском заводе "70 лет Победы" (АО "Нижегородский завод 70-летия Победы"), построенном концерном в 2016 году на базе Нижегородского машиностроительного завода, который, помимо прочего, производит атомные реакторы, угольные комбайны, артиллерийские установки, манипуляторы для лесной промышленности и другую продукцию. С 2021 года оба завода объединили в одно юридическое лицо.

"Заказчики должны понимать, что не обязательно стоять в очереди много лет на специализированные судостроительные заводы, производство можно развернуть на любом высокотехнологичном машиностроительном заводе, а у нас как раз не так много заказов", - отметил представитель завода "70 лет Победы" в беседе с "Газетой.Ru".

Он подчеркнул, что, несмотря на широкую номенклатуру продукции, завод вполне справится с производством глубоководных аппаратов и разгрузит судостроительные заводы. При этом он подчеркнул, что разработчик "Сармы" - конструкторское бюро "Лазурит", известный производитель советских батискафов, спасательных кораблей и глубоководных станций.

"Мы здесь, скорее, как подрядчики, исполнители по проекту. Все проектирование и расчеты ведут они", - пояснил сотрудник завода.

Заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований (ФПИ), который является заказчиком проекта, руководитель направления физико-технических исследований Игорь Денисов в интервью РИА "Новости" говорил, что "Сарма" сможет находиться в автономном плавании до трех месяцев, до конца 2021 года должен пройти эксперимент по преодолении аппаратом 10 тыс. км без всплытия и без использования атомной силовой установки в акватории Белого моря.

"Срок автономности - три месяца - позволит существенно упростить вопросы эксплуатации перспективных систем освещения подводной обстановки", - сказал Денисов.

Также он отметил, что существует техническая возможность автономной кругосветки аппарата, но подчеркнул, что для этого потребуется "существенное повышение характеристик систем энергообеспечения".

Представители судостроительной промышленности скептически отнеслись к планам "Алмаз-Антея" освоить производство глубоководных аппаратов.

"Нужно понимать, что в морской среде своя специфика. Это касается и движения, и гидролокации. Чтобы аппарат не сел на мель и не столкнулся с препятствиями, он должен адекватно оценивать водную обстановку, а это очень сложно запрограммировать - характер отражения звуковых волн гидролокатора зависит от множества факторов - температуры, солености, течения, глубины. На 50 м картина одна, на 1000 - совсем другая", - пояснил "Газете.Ru" представитель одного из заводов на условиях анонимности.

Другой собеседник отметил, что основную сложность представляет создание программного обеспечения.

"Здесь большие проблемы, начиная от элементной базы, и заканчивая, собственно, алгоритмами вычисления. Коэффициенты другие. И важно, чтобы им хватило компетенции все это заложить", - рассказал представитель судостроительной отрасли.

В то же время, представитель Фонда перспективных исследований заметил, что технологически нижегородский завод в состоянии наладить производство "Сармы" и таким образом сломать устаревшие представления о технологических цепочках.

"На сегодняшний день у нас настолько далеко шагнули возможности машиностроительных предприятий, что можно полностью поломать подходы к созданию образцов. Все можно сделать без стапелей. Конечно, не совсем любой завод может освоить такое производство, но любое высокотехнологичное предприятие", - считает представитель ФПИ.

В качестве примера он привел американский концерн Boeing, который разрабатывает аналогичный аппарат - Orca.

"Пытаться делить рынок или бюджет между предприятиями группы ОСК и другими предприятиями, выяснять, кто на чью грядку зашел, некорректно. Мы можем показать заказчикам, что есть высокотехнологичные предприятия, переоснащение под определенного рода продукцию, не загруженные и способные решать задачи в интересах нефтянки, газпрома и всего остального", - отметил представитель ФПИ.

Бывший научный руководитель НПП "Союз", разрабатывающего гидроакустические комплексы для подводных лодок, Виктор Лексин отметил, что

у КБ "Лазурит", разработавшего "Сарму", большой задел в области разработки и создания глубоководных аппаратов именно для арктической зоны.

"Там есть своя специфика, связанная с глубиной, температурой, составом, и "Лазурит" это все очень хорошо знает. Так что я уверен, что они справятся", - отметил Лексин.

При этом он выразил уверенность, что несмотря на гражданское назначение у платформы "Сарма" есть и военный потенциал.

"В Арктике очень большие богатства, и, конечно, когда все ресурсы планеты будут исчерпаны, основная добыча ископаемых - не только нефти и газа, но и других, - будет вестись там. И, конечно, нам придется защищать свои разработки, потому что американцы, конечно, будут нам противостоять - у них для этого есть свои подобные аппараты и подводные роботы", - отметил Лексин.

Кроме того, он подчеркнул, что подводное оружие остается самым важным для мирового баланса сил.

"То, что подводные лодки хорошо видно из космоса - это миф. Их видно только на небольших глубинах и при хороших погодных условиях. А в наших широтах, как правило, 4-5 баллов, в таких условиях лодку невозможно обнаружить. А между тем только один залп одной современной АПЛ способен полностью уничтожить США. А ведь может быть и повторный", - пояснил эксперт.

Тему беспилотных подводных лодок впервые поднял в 2018 году президент России Владимир Путин. Он объявил, что в стране разрабатывают "Посейдон" с атомной силовой установкой и возможностью оснащения ядерными боеприпасами. По оценкам экспертов, в случае глубоководного подрыва "Посейдона" в непосредственной близости от побережья, США накроет волна высотой от 60 до 500 м, которая проникнет вглубь материка на 500 км, разрушая все на своем пути.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх