На черноморском побережье продолжается уборка мазута, вылившегося в море после крушения двух танкеров в Керченском проливе 15 декабря. Общая протяженность береговой линии в Темрюкском районе и Анапе, которые наиболее пострадали от экологической катастрофы, превышает 50 километров. Ученые МГУ, разрабатывавшие технологию уборки дизеля, спасая в 2020 году природу в Норильске, предложили использовать уголь для борьбы с мазутом в Анапе.
О том, как ведутся работы, - в материале "Газеты.Ru".После разлива нефтепродуктов из танкеров, потерпевших аварию в Керченском проливе 15 декабря черноморское побережье Краснодарского края оказалось на грани экологической катастрофы. Из них вылилось более 3,5 тысяч тонн мазута. Загрязненными оказались более 50 километров прибрежных территорий и 800 квадратных километров акватории. Режим ЧС службы. Режим ЧС введен в пяти населенных пунктах. Для уборки задействовали свыше 300 единиц техники, практически не переставая работают российские ученые и тысячи волонтеров, которые помогают очищать от мазута сушу и спасают животных.
Угольный след
Ученые химического факультета МГУ, знакомые с разливами нефтепродуктов, предложили использовать бурый уголь для борьбы с мазутом в Анапе. Как передает телеканал "Россия 1", в 2020 году они разрабатывали технологию уборки дизеля, спасая побережье в Норильске.
"У нас есть идея по применению угля, вот он у меня в руках, для того, чтобы впитывать мазут как сорбент. Основная сложность состоит в том, что мазут стоит пластами, наша задача его утяжелить. Необходима очистка пляжа, если даже не можем растворить мазут, то можем использовать биоремедиацию", - рассказала главный научный сотрудник химического факультета МГУ Ирина Перминова.
Работа ученых на месте аварии ведется при финансовой поддержке ГМК "Норильский никель".
"Физико-химических технологий ликвидации подобных аварий на сегодняшний день просто не существует: приходится создавать с нуля. Нужен сорбент, удерживающий субстанцию (мазут) внутри, а не выливающий ее обратно, как это происходит сейчас с прибрежным песком. Если говорить о прибрежной зоне, то, грубо говоря, уголь нужно нанести на мазутные пятна, утрамбовать и затем отвезти получившуюся смесь угля и мазута на утилизацию. Таким образом, уголь будет выступать в роли сорбента-отвердителя", ― отметила Ирина Перминова.
По ее словам, сейчас специалисты занимаются подбором угля для создания такого безопасного и эффективного сорбента.
"Я пока не готова точно сказать, как будет выглядеть весь процесс. Этой технологии, по сути, три дня. Возможно, она будет комплексной, с применением поверхностных промывных агентов, например гуминово-бентонитовых составов. Ранее таких аварий не было, и работать с мазутом в нашей стране, к сожалению, никто не умеет. Что касается, очистки воды вблизи берега, то там тоже мы планируем задействовать бурый уголь, торф. Эти сорбенты являются наиболее дешевым и доступным вариантом решения проблемы", - добавила Перминова.
Масштабы
Как говорят в МЧС, обследованы, в том числе повторно, 190 километров береговой линии. Спасатели и волонтеры собрали свыше 21 тонн загрязненного песка и грунта, более 15 тонн уже вывезли.
"Силами Морспасслужбы очищены свыше 24 000 "квадратов" акватории, собраны 25 тонн нефтесодержащей жидкости, установлены 200 метров боновых заграждений", — уточнили в МЧС РФ.
Там добавили, что работа по ликвидации последствий аварии продолжается и в Крыму. Там, по данным ведомства, обследованы 349 километров, из них 49 - за последние сутки. В акватории республики обнаружены 20 масляных пятен, определены шесть участков проведения работ.
"В Крыму очищены 14,4 километра береговой линии, из них за сутки — четыре, собраны и вывезены свыше 109 тонн загрязненного песка и грунта, за сутки — 49 и более трех тонн нефтесодержащей жидкости. Для ликвидации пятен в акватории Керченского пролива привлечены три судна, в том числе катер", — сообщили в МЧС РФ.
В ведомстве подчеркнули, что к работе привлечены 9500 человек и 437 единиц техники. Загрязненный грунт вывозят на специализированные предприятия, где его будут правильно утилизировать, отметил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
В Новороссийск уже доставили установку для откачки нефтепродуктов из затонувших частей судов. Новейшее оборудование собрали и подготовили на берегу для первых испытаний. Специалисты в ближайшее время планируют начать комплекс пусконаладочных работ. О планах и сроках подъема фрагментов танкеров ни в Минтрансе, ни в Росморречфлоте пока не говорят, так как работы, те же водолазные спуски, сильно зависят от обстановки на месте, в частности, от погоды.
Что будет?
О долгосрочных последствиях катастрофы говорить сейчас тяжело, но, как срыва представители туриндустрии, под угрозой срыва находится и летний туристический сезон.
В Российской академии наук говорят, что на восстановление экосистемы может уйти не менее двух лет.
"В Черном море присутствуют бактерии, которые способны окислять и разлагать нефтепродукты в донных отложениях. Но это процесс небыстрый. В течение 2025 г. специалисты ИнБЮМ РАН будут вести мониторинг состояния воды и береговой линии от Крыма до Анапы, чтобы оценить экологическую ситуацию", ― рассказала " Российской газете" руководитель лаборатории хемоэкологии Института биологии южных морей (ИнБЮМ) РАН, кандидат биологических наук Елена Тихонова.
По ее словам, из-за выбросов нефтепродуктов страдает полностью вся экосистема: как крупные животные (птицы, дельфины и др.), так и планктонные организмы, придонный бентос, водоросли, моллюски, фильтрующие загрязненную воду и накапливающие в своих тканях нефтепродукты.
Свежие комментарии