На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 586 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Титова
    Добавлю, что на станции "Третьяковская" Калининской линии в жутком состоянии стены, стыдно перед гостями столицы, при...В Москве на станц...
  • Marina Bubon
    Ничего святого. Просто мразь.Развожаев сравнил...
  • Андрей Зарубкин
    "Знать Моська то сильна, коль лает на слона!"Президент Литвы Н...

Эксперт Сычев: обучение детей ИИ помогает формировать аналитическое мышление

Число нейросетей устойчиво растет, поэтому увеличивается спрос на специалистов, способных эффективно использовать их. Дети, которые разбираются в ИИ, с высокой вероятностью увлекутся ИТ-сферой и точными науками, у них может появиться желание изучать программирование, дизайн и другие технологические направления, рассказал "Газете.

Ru" Александр Сычев, партнер Лиги Цифровой Экономики.

"При грамотном подходе нейросети позволяют детям развить новый тип мышления, где технологии продолжают их интеллектуальные возможности. Например, при чтении учебника ребенок может задавать нейросети уточняющие вопросы и просить привести примеры, чтобы лучше усвоить материал. ИИ помогает формировать аналитическое и логическое мышление: при подготовке эссе с помощью нейросетей ребенок научится проверять факты, сравнивать данные и делать выводы", — объяснил он.

Прежде всего, объясните детям, что искусственный интеллект решает множество задач, но никогда нельзя полагаться на него полностью. Нейросети можно сравнить с калькулятором: они действительно помогают быстрее считать, но, если человек совсем не знает математику, он не заметит ошибки. Поэтому при работе с ИИ требуется критическое мышление: ребенок должен всегда перепроверять ответы, а не слепо верить им.

"Обучение работе с нейросетями не требует математической подготовки и навыков программирования, по крайней мере, на старте. Объясните ребенку, что нейросети — это "умный помощник", который учится на конкретных данных. Чтобы лучше понять механизмы ИИ, дети могут самостоятельно тренировать модели.

Например, с помощью Google Teachable Machine — онлайн-инструмента, который позволяет научить компьютер распознавать объекты. Достаточно показать веб-камере несколько жестов (поднять руку или хлопнуть в ладоши), и нейросеть начнет реагировать на них. Такие эксперименты показывают, как нейросети учатся на данных, и вызывают у детей интерес. Кроме того, подобная практика помогает понять, что качество данных напрямую влияет на результат", — сказал эксперт.

Умение задавать вопросы — один из важнейших навыков для успешного обучения. Нейросети могут стать инструментом его развития, если научить детей грамотно формулировать запросы. Объясните ребенку, что ИИ анализирует контекст и детали запроса, чтобы дать точный ответ.

"Чем конкретнее вопрос, тем лучше результат. Например, когда ребенок спросит: "Почему листья зеленые?", нейросеть может ответить кратко. Чтобы получить более содержательную информацию, нужно добавить детали: "Объясни простыми словами, почему листья зеленые, и приведи примеры". К тому же продвинутый ИИ не просто отвечает на запрос, а побуждает пользователя к размышлению с помощью уточняющих вопросов", — отметил эксперт.

Для закрепления результата предложите ребенку выстроить полноценный диалог с ИИ, например, о подготовке презентации. Можно начать с общего запроса ("Как сделать презентацию о космосе?"), а затем задать уточняющие вопросы ("Как оформить слайды?", "Где искать информацию?"). Это научит разделению сложных задач на этапы и оценке проблемы с разных ракурсов.

Поощряйте использование нейросетей для творчества — создания текстов, музыки или дизайна. Такой подход поможет детям развивать креативность и находить вдохновение.

"При обучении важно объяснять не только возможности ИИ, но и его ограничения. Иногда нейросети "галлюцинируют" — генерируют ложные факты, которые при этом выглядят правдоподобно. Научите ребенка анализировать ответы ИИ на понятных ему примерах. Можно попросить нейросеть создать текст на хорошо знакомую ребенку тему, например, о его любимой игре. Затем вместе проверьте, есть ли в тексте вымысел. Так ребенок поймет, что даже умные алгоритмы требуют проверки, особенно когда речь идет о статистике или фактах", — посоветовал он.

Также необходимо обсудить, что мошенники используют ИИ для обмана, в том числе создают дипфейки с известными людьми.

"Отдельное внимание стоит уделить правилам публикации ИИ-контента. Во избежание недоразумений сгенерированные изображения рекомендуется размещать в интернете только со специальной пометкой: "Создано с помощью ИИ". Предупредите детей, что не стоит предоставлять персональную информацию и личные данные приложениям и чат-ботам, которые используют ИИ. Даже если сервис кажется безопасным, конфиденциальная информация может быть сохранена, передана третьим лицам или украдена злоумышленниками", — заметил эксперт.

Обучая детей работе с нейросетями, важно помнить о балансе. Технологии — это инструмент, который должен служить человеку, а не подменять человеческое творчество, общение и критическое мышление. Это не замена человеческого интеллекта, а его дополнение. Дети, которые научатся эффективно взаимодействовать с ИИ, сохраняя при этом свою уникальность и творческий потенциал, будут намного лучше подготовлены к вызовам будущего, резюмировал Сычев.

 

Ссылка на первоисточник
наверх