
В России на 30% может увеличиться стоимость услуги грузовых перевозок, рассказали "Газете.Ru" в "Объединении перевозчиков России". Правительство опубликовало постановление, запрещающее находиться свыше 10 часов за рулем. Кроме того, водителей обязали отдыхать каждые 4,5 часа. При этом мест отдыха на дорогах недостаточно, а останавливаться в поле небезопасно, предупреждают эксперты.
Стоимость услуг перевозчиков после ограничения количества рабочих часов водителей грузовых машин и автобусов может увеличиться примерно на 30%, заявил "Газете.Ru" председатель московского отделения "Объединения перевозчиков России" (ОПР) Сергей Рудаметкин.
"В любом случае будет дороже фрахт — плата за транзит груза или пассажиров. Должно быть", - прогнозируют в "Объединении перевозчиков России".
Ранее 24 декабря на сайте правительства России появилось постановление кабмина. Оно запрещает водителям грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т или автобуса находиться за рулем более 9 часов в сутки. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели, указано в законе. Попадающая под новый регламент категория граждан должна будет предоставить уполномоченным органам доступ к своему тахографу и карте водителя, говорится в постановлении.
Кроме того, водители обязаны делать "передышку" каждые 4,5 часа работы, а отдыхать при этом не менее 45 минут. Только после этого можно продолжать вождение. "Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя - не менее 30 минут", - говорится в документе.
Но зачастую у водителей просто нет места для отдыха, признают перевозчики. По словам Рудаметкина, водителям автобусов, например, просто негде отдыхать. "Места для отдыха в пассажирском автобусе нет", - поясняет он.
В грузовиках место для отдыха есть, однако даже при этом отдохнуть водителю совсем не просто. "С грузовиками другая ситуация. Грузовик едет с грузом. И чтобы остановиться и отдохнуть, нужно заехать на охраняемую парковку. Этих парковок не хватает. Особенно если взять территорию за Уралом, там их практически нет", - заявляет собеседник издания.
В итоге, считает Рудаметкин, водителей будут штрафовать и наказывать, хотя должных условий им не предоставили.
Просто на обочине встать и отдохнуть ни водитель автобуса с пассажирами, ни водитель с грузом, который нельзя оставить без присмотра, не сможет, добавляет он.
Представитель перевозчиков полагает, что властям для начала следует настроить придорожный сервис, "а потом с людей спрашивать".
Кроме того, изменение режима работы водителей скажется на логистике, предупреждает Рудаметкин. Если за рулем будет один водитель, то рейс будет выполняться дольше минимум в два раза. "А это значит, надо пересматривать плату, и оплата должна идти не только километражем, но еще и часовая", - говорит он.
Получить оперативный комментарий от Минтранса России "Газете.Ru" не удалось.
Приборы учета в каждой машине
Ожидается, что следить за водителями будут с помощью специальных приборов учета времени - тахографов. Они стоят в среднем от 40 до 60 тыс. рублей.
В октябре 2018 года президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий водителей грузовиков с разрешенной массой для провоза в 3,5 тонны и автобусов с числом мест более 8 оснастить транспортные средства тахографами. Соответствующие требования действуют с 1 ноября 2019 года. Это приводит к дополнительным тратам, посетовал Рудаметкин.
Между тем роль транспортной логистики в российской экономике велика. В 2018 году вклад транспортно-логистического сектора в прирост ВВП составил 0,19 процентных пункта, обеспечив 7,0% валовой добавленной стоимости. Об этом сообщалось в докладе аналитического центра при правительстве России.
В 2018 году объем грузоперевозок (тоннаж перевезенных грузов) в России составил 8,3 млрд т, сообщали эксперты. Наибольшая доля традиционно приходится на автомобильный транспорт (67,1% в 2018 году).
В итоге за все инициативы правительства в конечном счете заплатит потребитель, предупреждают эксперты. Фактически новые правила говорят о том, что
на определенной дальности необходимо, чтобы в кабине было два водителя, а значит, две зарплаты,
сказал в беседе с "Газетой.Ru" директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. "Правда, речь идет лишь о некоторых случаях", - оговорился эксперт.
Решение ограничить законом количество рабочих часов профессор ВШЭ поприветствовал, добавив, что такие нормы существуют давно, просто не соблюдались.
"Это абсолютно правильное, благое пожелание, связанное с тем, чтобы люди не нарушали режим труда и отдыха, принятый во всем цивилизованном мире, здесь нет никакой экзотики. Другое дело – не очень понятно, как это будут администрировать. Нужно представлять себе рынок дальнобойщиков, он у нас не очень гладенький, не очень урегулированный", - комментирует новые правила Блинкин.
По его словам, то, что у водителей спустя определенное количество часов работы появляются сонливость, утомляемость - это бесспорный факт. Кроме того, концентрация внимания рассеивается, добавляет Блинкин.
"Сонливость за рулем имеет жуткие последствия", - подчеркивает профессор ВШЭ.
Тем не менее эксперт отмечает сложность в контроле, поскольку линейного персонала Ространснадзора для этих задач может не хватить.
"Если будут действительно проверять, то будут смотреть тахографы, путевую документацию и сравнивать. Линейный персонал Ространснадзора [функционально задача проверять режим труда и отдыха водителей относится к этому ведомству. - "Газета.Ru"] очень маленький. Кто и как это будет проверять?" - задается вопросом эксперт.
В России водители зачастую перерабатывают, подтверждает он. "Чтобы мужик за рулем работал меньше 12-14 часов - это огромная редкость", - резюмирует Блинкин.
Свежие комментарии