
Автору фильмов "Изображая жертву", "Юрьев день" и "Ученик", одному из главных российских режиссеров театра и кино Кириллу Серебренникову исполнилось 50 лет. "Газета.Ru" вспоминает основные этапы творческого пути ростовского постановщика, покорившего столичных, а затем и европейских зрителей и критиков.
Режиссер театра и кино Кирилл Серебренников начал работать на профессиональной сцене с 1990 года, однако еще во время своей учебы на физическом факультете Ростовского государственного университета он занимался в любительской студии.
В течение семи лет после выпуска он поставил десять спектаклей в ростовских театрах. Параллельно с этим сотрудничал с местным телевидением, а в 2000-м году переехал в Москву, где занялся работой над проектом для телеканала "Культура" по рассказам Бунина. В конце 2001 года Серебренников также начал снимать сериал "Дневник убийцы" для телеканала РТР.
"Некая вариация "Хождения по мукам": сюжет начинается в 1918 году и проходит через гражданскую войну примерно до 1924 года. Основная тема - человек, который, несмотря на ужас происходящего, пытается не стать убийцей. А если в двух словах - это сериал про красный террор", - описывал он данный проект для "Экспресс газеты".
В 2001 году Серебренников поставил спектакль "Пластилин" по пьесе Василия Сигарева, которую критики называли "начало не календарного – настоящего XXI века" в русском театре. Со следующего года стартовало сотрудничество режиссера с МХТ им. Чехова, где были представлены его спектакли "Терроризм" и "Изображая жертву", в основу которых легли произведения братьев Пресняковых.
Параллельно с этим развивалась и его кинематографическая карьера. В 2003 году Серебренников снял фильм "Постельные сцены", премьера которого состоялась на международном кинофестивале в Роттердаме. Говоря о том, почему "постель выбрана местом действия", он объяснял, что в постели люди не склонны врать.
"Голые люди - настоящие, перед этим ложем прокрустовым или - называй как угодно - местом для исповеди, лобным местом, они наиболее искренни. Главное здесь не только буквальная обнаженность", - приводил слова Серебренникова журнал "Сеанс".
В 2004 году на экраны вышла экранизация "Палаты №6" Чехова под названием "Рагин", за которую Серебренников получил приз в Карловых Варах. Продюсером картины выступил актер Алексей Гуськов, также сыгравший заглавную роль. Их видение поставленных задач оказалось различно – фильм вышел в монтажной версии, на которой настоял Гуськов.
Широкую популярность Серебренникову как кинорежиссеру принес выход фильма "Изображая жертву". Он был снят при поддержке независимой кинокомпании и стал явлением в российском кинематографе тех лет благодаря новизне взгляда режиссера, который смог перенести в кинематографическую форму свои идеи из театрального опыта.
В 2006 году Кирилл Серебренников стал одним из соучредителей и арт-директоров фестиваля-школы современного искусства "Территория" вместе с актером Евгением Мироновым, актрисой Чулпан Хаматовой, дирижером Теодором Курентзисом и другими. А в 2008-м набрал свой собственный актерско-режиссерский курс в школе-студии МХТ им. Чехова, из которого позднее была сформирована театральная труппа "Седьмая студия".
Спустя еще два года на сцене театра Олега Табакова прошла премьера спектакля Серебренникова по роману "Околоноля".
"Околоноля" - не политический трактат, а беллетристика, на мой взгляд, это талантливая литература. Мне просто понравилась эта книга, и я сказал: "Надо делать". И сделал честный спектакль, один из моих лучших", - комментировал эту постановку Серебренников журналу "GQ".
В 2012 году Серебренников получил назначение на должность художественного руководителя Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя без объявления открытого конкурса, после чего площадка была переформатирована и получила название "Гоголь-центр".
В мае 2017-го Следственный комитет провел обыски в "Гоголь-центре", на "Винзаводе" и в РАМТ по делу о мошенничестве при реализации культурного проекта "Платформа", где ставила ряд спектаклей "Седьмая студия". В рамках расследования дела были задержаны бывший директор труппы Юрий Итин и экс-бухгалтер Нина Масляева, которую позднее поместили в СИЗО.
О происходящем тогда среди прочих высказался министр культуры Владимир Мединский, который призвал проводить дело "без демонстративной жестокости", отметив, что считает недопустимым перевод вопроса "в плоскость околотворческой и околополитической истерии".
После этого по делу был задержан третий фигурант - бывший генеральный продюсер "Седьмой студии" Алексей Малобродский. По версии следствия, спектакль "Сон в летнюю ночь", на который были направлены средства, не был поставлен. Узнав об этом, Серебренников попросил посетивших постановку зрителей помочь ему в установлении истины.
Когда стало известно о переносе премьеры балета "Нуреев" из-за его "неготовности", Серебренников выступил с речью на закрытии сезона "Гоголь-центра", где как раз закончился "Сон в летнюю ночь", в которой прокомментировал произошедшее.
"Вчера было удивительно: я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было", - сказал он.
В августе сотрудники Следственного комитета задержали режиссера в Санкт-Петербурге, куда тот приехал на съемки фильма "Лето" о Викторе Цое и Майке Науменко. Серебренникова доставили в Москву в качестве подозреваемого.
Его поместили под домашний арест, который продлился до апреля 2019 года, когда всех фигурантов дела отпустили под подписку о невыезде. Находясь под домашним арестом, Серебренникову удалось завершить работу над фильмом о петербургских рок-музыкантах - он монтировал его на компьютере без доступа к интернету. В 2018 году "Лето" получил приз на Каннском кинофестивале за лучший саундтрек.
Свежие комментарии