На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 683 подписчика

Свежие комментарии

  • Олег Орлов
    А ведь пишут, алоэ вера... Это надо же...РПН предписал при...
  • leonid
    Шевченко дурак.  Из-за своего украинства сраного все эти идиоты угробили богатую в прошлом страну,  просрали  всё что...Депутат Свищев: э...
  • Сергей Храмов
    В контейнерах С-300, С-350 И С-400 нужно установить еще 7 ракет для стрельбы на дистанцию от 50-100 км. Это защитит у...Госпрограмма воор...

ПНИПУ: разработана программа диагностики датчиков авиационного двигателя

Надежность авиационного двигателя во многом определяется корректной работой датчиков системы автоматического управления. Их отказ может привести к нештатным режимам и даже остановке двигателя в полете. Ученые Пермского Политеха совместно со специалистами АО "ОДК-Авиадвигатель" предложили альтернативу традиционному резервированию датчиков — программный адаптивный наблюдатель, способный в реальном времени заменять отказавшие измерительные каналы.

Об этом "Газете.Ru" сообщили в пресс-службе образовательного учреждения.

Как пояснили исследователи, классический способ повышения надежности — дублирование или троирование датчиков — увеличивает массу, энергопотребление и стоимость двигателя, но не гарантирует защиту от одновременных отказов. Новый подход основан на математической модели двигателя, которая непрерывно подстраивается под реальные условия работы с учетом температуры, режима и износа.

Алгоритм функционирует в два этапа. Сначала формируется адаптивная модель двигателя, параметры которой постоянно корректируются, чтобы она максимально точно соответствовала физическому объекту. Затем система фильтрует шумы и помехи в измерениях. При отказе одного или нескольких датчиков их показания автоматически заменяются прогнозными значениями, вычисленными моделью, что позволяет сохранить работоспособность системы управления.

Экспериментальная проверка проходила в ходе натурных испытаний двигателя на промышленном стенде. Алгоритм работал в наблюдательном режиме, не вмешиваясь в управление, что обеспечивало безопасность оборудования. Двигатель испытывали на всех основных режимах — от малого газа до взлётного.

По словам ассистента кафедры прикладной математики ПНИПУ и инженера АО "ОДК-Авиадвигатель" Артура Плешивых, расхождение между реальными показаниями датчиков и расчётами алгоритма составило менее 0,008% — в десять раз лучше требований действующих авиационных стандартов.

Система сохранила точность и при внешних возмущениях, эффективно подавляя помехи.

Заведующий кафедрой прикладной математики ПНИПУ Владимир Первадчук отметил, что технология особенно важна для перспективных авиационных двигателей, где требования к надежности систем управления постоянно растут.

В дальнейшем разработку планируют тестировать на специализированном безмоторном стенде, моделируя различные нештатные ситуации и отказы датчиков на всех этапах полета.

 

Ссылка на первоисточник
наверх