Сегодня среди многих родителей стало модно быть "осознанными", "гибкими" и "бережными". Одни стараются не критиковать, не давить. Другие позволяют выбирать все, что пожелает ребенок. Но за красивыми словами и искренними намерениями часто скрываются методы, которые не помогают, а напротив, мешают ребенку развиваться.
О трех самых распространенных тенденциях, которые, несмотря на свою популярность, подрывают фундамент воспитания, "Газете.Ru" рассказала Марина Май, основатель образовательных центров "Арт Академия-Академия отличий", эксперт в области интеллектуального развития и раннего образования детей.Первая опасная тенденция — гиперопека. На первый взгляд гиперопека выглядит заботой. Родители опасаются, что ребенок может столкнуться с трудностями. Что он ошибется. Или, чего хуже, заплачет. Им проще и спокойнее делать все за него — собирать портфель, завязывать шнурки, объяснять задачу. Но каждый раз, лишая ребенка возможности справиться самому, мы крадем у него опыт роста.
"Конечно, в таких случаях родители могут возразить: "Он еще маленький. Подрастет, научится сам". Или, другой вариант: "Сам будет до вечера делать, а надо побыстрее". Но важно помнить, что самостоятельность не появляется как по волшебству, сама собой. Она формируется с 2-3 лет — через простые действия: надеть носки, убрать за собой игрушки или посуду со стола, сделать выбор. И если ребенок постоянно находится "под зонтиком" родителя, он привыкает к тому, что мир сложен, а он сам — слишком беспомощен. Как итог — такие дети боятся ошибок, крайне неорганизованы и всегда ждут, что кто-то рядом сделает все за них", — объяснила эксперт.
Вторая опасная тенденция — гаджетозависимость, причем речь не только о детях, но и о взрослых. Все чаще родители используют экран как способ занять малыша. Мультики за едой, планшет в машине, телефон в магазине. Казалось бы, это мелочи. Но когда в общей сложности ребенок проводит, к примеру, два часа перед экраном — это уже полноценная замена общения и движения.
"Экран не научит ребенка читать эмоции, взаимодействовать и выстраивать диалоги. Он отнимает тактильный опыт и движение. Но самое опасное — формирует пассивный стиль восприятия. Таким образом, ребенок не учится создавать, а начинает только потреблять. Это отражается и на речи, и на умении концентрироваться, и на способностях к обучению", — предупредила педагог.
Третья тенденция — дети без рамок. Сегодня отказ от дисциплины подается как проявление уважения к ребенку. Родители избегают понятий "строгость", "послушание", "наказание". Они ассоциируют их с устаревшими, авторитарными моделями. А в итоге мы получаем детей, которые не понимают, что такое "можно" и "нельзя". Детей, поведение которых можно охарактеризовать как "вседозволенность".
"Границы дают ребенку чувство безопасности. Без правил дети чувствуют тревогу. Им кажется, что они сами за все отвечают, но при этом не справляются. Отсюда — капризы, протесты, агрессия — не потому что "характер сложный", а потому что нет рамок", — отметила она.
Все чаще родители начинают практиковать модель "партнерства" или "компаньонства", когда общение с ребенком происходит на равных. Но избегать замечаний и "не вмешиваться" — ошибка, которая особенно опасна в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда идет формирование личности.
"Ведь по сути, попытка выстроить отношения на равных с трехлетним или семилетним ребенком — это отказ от взрослой роли. Ребенку не нужен еще один "друг". Ему нужен взрослый — надежный, уверенный. Тот, кто скажет: "Вот так правильно", "Здесь — стоп". Если этого не происходит, ребенок испытывает чувство тревоги. Он слишком рано оказывается наедине с решениями, с которыми еще не готов справляться. Это может выражаться в избегании трудностей, эмоциональной неустойчивости, проблемах в социализации. В коллективе (да и в семье) такие дети часто не признают авторитет взрослого, не умеют договариваться, требовательны, но не гибкие. Они часто проявляют агрессию к сверстникам. Как следствие, не могут выстроить дружеские отношения", — сказала эксперт.
Итак, осознанное воспитание — это не про вседозволенность. Это про разумный баланс между свободой и ответственностью, вниманием и границами. Детям нужно давать выбор, но в рамках.
"И главное: позволять ребенку быть ребенком, а себе — быть взрослым. Устойчивость, самостоятельность и внутренняя зрелость не рождаются сами собой. Они — результат ежедневных, не всегда удобных, но невероятно ценных воспитательных шагов, к которым стоит возвращаться снова и снова", — резюмировала она.
Свежие комментарии