
На протяжении долгих лет официальной датой рождения Иосифа Сталина считалось 21 декабря 1879 года. В память об этой дате "Газета.Ru" рассказывает о том, как появился, вырос и развалился киномиф об одном из главных диктаторов XX века, а также вспоминает советских и российских актеров, в разные годы игравших его на большом экране.
Экранный образ Сталина уже давно и прочно связан в голове интересующихся историей кино зрителей с так называемой "сталинианой" и лично актером Михаилом Геловани, который играл диктатора с 1938 по 1953 годы.
Однако по иронии судьбы впервые Сталин появился совсем не в фильмах отечественного производства, где еще не сформировалось однозначного и удобного властям образа, а в зарубежном кино, где не привыкли особенно церемониться с биографиями реальных политических фигур, а тем более - не стремились участвовать в насаждении культа личности.
Так, первым в истории художественным фильмом, в котором можно увидеть "вождя народов и лучшего друга всех детей", стала картина "Британский агент" 1934 года - шпионская мелодрама о сотруднике британского посольства и русской революционерке в 1917 году. Ее режиссером был Майкл Кертис, который через восемь лет поставит "Касабланку", а сам Сталин появился в эпизодической роли, как не самая яркая политическая фигура тех лет, когда разворачивается действие фильма.
Первое же появление Сталина на экранах СССР произошло с началом Большого террора – его образ воплотил Семен Гольдштаб в фильме Михаила Ромма "Ленин в Октябре" 1937 года. Тем не менее, и эта картина формально является в первую очередь началом звуковой ленинианы, так как главную роль в нем играет все-таки фигура Ленина.
Второстепенность фигуры Сталина в фильме подчеркивает и то, какая судьба ожидала его после XX съезда КПСС – были удалены сцены, где Гольдштаб был одним из действующих лиц, титры о "длившейся четыре часа беседе Ленина со Сталиным", а в 1963 году вождя и вовсе стали заменять другими персонажами и различными бытовыми предметами.
Гольдштабу еще не раз придется сыграть Сталина, однако уже с 1938 года он будет безошибочно ассоциироваться у зрителей с лауреатом четырех сталинских премий Михаилом Геловани, на счету которого целых 13 корневых фильмов сталинианы.
Любой из них, от "Выборгской стороны" до "Вихри враждебные", даст ясное представление о том, какой образ хотела создать в кино партия - всезнающего стратега, мастеровитого садовника, знатока человеческих душ и просто остроумного старика с хитринкой в глазах.
Правда, современного зрителя может удивить характерный для вождя юмор — экранный Сталин без ложной скромности, например, может пообещать герою, обратившемуся к нему с жалобой на отсутствие симпатии со стороны одной из коллег, что после возвращения домой со встречи с ним девушка уже не сможет отказать в ответной любви. "А иначе мы ее…", - добавляет он с добрым прищуром, игриво проглатывая конец реплики.
Однако националистический разворот, который приняла внутренняя политика Сталина в годы Второй мировой войны, потребовала появления в кино нового, более "русского" диктатора. На эту роль был выбран исполнитель ролей Михаила Кутузова и Павла Нахимова Алексей Дикий, наделивший образ Сталина московским говором.
С развенчанием культа личности интерес к фигуре Сталина не спадает, однако теперь его воплощение на экране носит уже чисто функциональный характер, в связи с чем его роли были вновь доверены актеру грузинского происхождения Андро Кобаладзе. Любопытно, что впервые тот сыграл вождя еще в 1940 году, после чего не примерял на себя костюма генералиссимуса на протяжении 17 лет. Он же, кстати, появился в нейтральном образе Сталина и в "Семнадцати мгновениях весны".
Однако времена менялись, и в 1968 году, когда стал очевиден очередной политический разворот, Сталин опять предстал в образе гениального полководца — на этот раз в исполнении Бухути Закариадзе в киноэпопее "Освобождение", который сегодня многими ошибочно воспринимается как очищенная от пропаганды сталинского времени киноверсия событий Второй мировой войны. Отсюда начинается новый виток уважительного отношения к фигуре Сталина в советском кино, а также именно в этом фильме впервые на всю страну прозвучала ставшая крылатой фраза "Солдата на фельдмаршалов не меняю".
А абсолютный рекорд по количеству ролей Сталина принадлежит непрофессиональному актеру, инженеру-проектировщику Георгию Саакяну. Впервые его отобрали на роль верховного главнокомандующего для фильма "Тегеран-43" в 1978 году, после чего он играл Сталина более 30 раз. Именно он появляется в ставшей культовой перестроечной серии "Ералаша" под названием "Машина времени", а также в экранизации "Мастера и Маргариты" режиссера Юрия Кары и в "Черной розе – эмблеме печали, красной розе – эмблеме любви" Сергея Соловьева.
В перестроечный период в роли Сталина отметились три знаковых актера. Полюбившийся зрителям в образе Остапа Бендера Арчил Гомиашвили показал вождя жестоким и опасным человеком без всякого сатирического оттенка, в фильмах "Год сорок первый", "Сталинград" и "Война на западном направлении".
А в 1989 году вышел первый гротескно-карнавальный фильм, в котором обыгрывалась большая часть классических сталинских мифов и легенд, "Пиры Валтасара". В этой экранизации новеллы Фазиля Искандера роль вождя досталась Алексею Петренко, который после этого еще пять раз попробует себя в этом образе, однако так и не останется доволен достигнутыми результатами.
Третьим "перестроечным" Сталиным стал Сергей Шакуров, который создал канонический образ коварного и кровавого тирана в фильме "Враг народа Бухарин", который появился на волне разоблачений преступлений правящей верхушки СССР сталинской эпохи.
С окончательным приходом гласности, распадом страны и либерализацией внутренней и внешней политики интерес к образу Сталина стал постепенно тускнуть как у режиссеров, так и у зрителей. Все чаще он стал появляться в комических эпизодах или во второстепенных ролях ностальгических мелодрам. За это время его успели сыграть Игорь Кваша, Геннадий Хазанов, Армен Джигарханян, Андрей Краско.
Последним на сегодняшний день запоминающимся кино-Сталиным стал дважды лауреат Государственной премии России Максим Суханов, который сначала на грани гротеска изобразил генералиссимуса в сериале "Дети Арбата", а потом — в еще более издевательской манере — у Никиты Михалкова в фильме "Утомленные солнцем - 2".
Свежие комментарии