Кто-то любит путешествия, кто-то с детства увлекается автогонками. Но возможно ли увлечения превратить в профессию, приносящую стабильный доход? "Газета.Ru" в рамках проекта "Где (за) работать?" поговорила с женщиной-машинистом, судоводителем и автомехаником, которые на своем примере доказали, что монетизировать мечту реально.
"Все просто офигевают на реке"
Сергей Софронов, 30 лет, судоводитель, Архангельск
"Мы этот пароход построили сами, с нуля. Вложились, а как иначе? Ведь это наш дом, мы тут живем", — молодой парень в тельняшке с гордостью показывает на небольшой буксир, стоящий у архангельской пристани.
~30-летний Сергей Софронов судоводитель — тот, кто сидит за штурвалом.~ Его "Красноборск" ходит по Северной Двине, на которой стоит Архангельск. Когда-то именно здесь Петр I впервые поднял российский триколор. Сегодня реку бороздит множество судов, больших и маленьких, каждое из которых выполняет свою работу. Несмотря на размеры, сил у "Красноборска" достаточно — его задача буксировать баржи, доверху груженые лесом.
~"Изначально нас было трое: я, капитан и старпом. А вместо парохода было голое железо, везде валялись гайки, болты.~ Прежние владельцы все ободрали и продали оставшуюся основу", — вспоминает Софронов.
Теперь ~на борту буксира есть даже своя баня (редкость для простого рабочего парохода), уютные каюты, кухня, не отличающаяся от такой же в квартире.~ Все чистое, новое, в свежей краске. Команда тоже выросла, как и положено по штату, до семи человек: капитан, трое мотористов, судоводитель, повар и старпом.
"Все просто офигевают на реке, когда узнают, за сколько мы сделали свой пароход. За полгода, а такие на заводах строятся от полутора до двух лет", — отмечает Софронов.
Чтобы водить пароход, Сергей закончил училище в Архангельске. Мама хотела, чтобы сын стал машинистом, однако он выбрал реку. "И ни капли не жалею об этом", — улыбается парень.
По его словам, управление судном нельзя с чем-то сравнить, с вождением автомобиля, например. Водная стихия непредсказуема, судоводитель борется с ветром, течением, приливами и отливами и буквально ощупью прокладывает себе путь.
"Каждый выход на воду — как в первый раз — все что угодно может случиться. Но река успокаивает, притягивает своей романтикой. Рассветы, закаты, это очень красиво. В свободное время можно рыбу ловить. Когда я спускаюсь на берег, меня все равно тянет на природу", — рассказывает Софронов.
Ориентироваться в плавании ему помогают навигационные устройства: локатор, который показывает другие суда, электронная карта, GPS. Впрочем, опытный специалист способен пройти знакомый участок реки и без последнего, "хоть с закрытыми глазами", подчеркивает судоводитель. Также прямо из рубки можно следить по камерам за тем, что происходит на корме и в машинном отделении, куда мотористы периодически заходят с проверкой. Под рукой у судоводителя сразу две рации: речная и морская, которая нужна для связи с диспетчерами порта.
~Трудится экипаж по графику "20 через 10" — 20 дней в рейсе, 10 дней дома.~ На самом пароходе работают вахтами по шесть часов.
"В шесть утра заступил, традиционно, кружка горячего чая и стоишь до двенадцати. Потом отдыхаешь и возвращаешься на вахту с шести вечера до полуночи", — объясняет Сергей.
~Рабочий сезон в Архангельске длится в среднем с мая по октябрь.~ Затем навигация прекращается, реку сковывает лед. На зиму кто-то из команды берет подработку, например, горнолыжным инструктором, а кто-то готовится к экзаменам — каждые пять лет нужно подтверждать свою квалификацию.
Для первой ступени этой профессии, судового моториста, достаточно пройти курсы. Сегодня мотористы зарабатывают около 80 тыс. рублей в месяц. Потом, ~отучившись в техникуме, можно вырасти, например, до старпома, а затем и капитана. Последний получает более 150 тыс. ~По мнению Софронова, зарплаты в команде достойные, сам он хочет постепенно повысить свою квалификацию.
"Пока я не капитан, но есть куда стремиться. Это моя главная цель", — признается Сергей.
"В 17 лет мы уже перебирали двигатели"
Андрей Седов, 37 лет, автомеханик, Москва
У входа в "ПикапCервис" припаркован десяток внедорожников, а между ними гигантский снегоболотоход.
"Их собирают в Сибири, самоделки, но даже на учет ставят. В прошлом году в отпуске я на таком ездил. Тоже клиент давал", — проводит небольшую экскурсию автомеханик Андрей Седов.
Ремонт тормозной системы, ходовки, сход-развал — каждая часть огромного помещения отведена под отдельный вид работ. Основное рабочее место Андрея — моторное помещение. Все стеллажи тут заставлены комплектующими и инструментами, а в центре — главный "пациент", мотор весом под 300 килограммов.
"Это 8-клапанный 4D56, такие двигатели ставили на корейские портеры (компактные коммерческие грузовики, — прим. "Газеты.Ru"), сейчас меняем масляный насос, переделываем за другим автосервисом", — объясняет Андрей, не отвлекаясь от работы.
Пока корреспондент задает один вопрос, он успевает открутить еще минимум три детали. За спиной автомеханика 13 лет в профессии, так что каждое действие занимает всего пару секунд.
Увлекся автомобилями он еще подростком, но даже не думал, что хобби станет работой. ~С 13 лет все свободное время проводил на стоянке, наблюдая, как ребята постарше тюнингуют советские авто и соревнуются в драг-рейсинге ~(спринтерские заезды с участием двух автомобилей, — прим. "Газеты.Ru").
"Это сейчас есть компьютер на карбюраторе, а тогда, чтобы прокачать машину, надо было все придумывать с нуля", — вспоминает Андрей и показывает ролик, снятый больше 10 лет назад. Потрепанная "шестерка" по команде срывается с места одновременно с "Порше". Видя шок корреспондентов, Седов смеется: "Да в ней 700 сил".
Прокачивать машины школьники учились у опытных товарищей и по книгам.
~"В 17 лет мы уже сами перебирали двигатели.~ Нам просто говорили: "Вот ключи, вот задача — чини". В какой-то момент ребята постарше предложили пойти работать к ним, чинить пикапы. Они были готовы показать устройство совершенно новых для нас машин, иномарок, поэтому мы, конечно, согласились", — вспоминает Седов.
За следующие 13 лет гараж с двумя подъемниками превратился в крупный специализированный центр по ремонту внедорожников, а Андрей — в опытного автомеханика, который может определить неисправность двигателя по звуку.
"Сейчас я больше всего занимаюсь моторными работами. Сюда входит замена ремня ГРМ, регулировка клапанов, техническое обслуживание двигателя — замена масла, свечей накала. Самая частая проблема — дизеля греются. Клиенты ездят в грязи, радиатор забивается, выбивает прокладку блока цилиндров. Мы разбираем двигатель, снимаем головку блока цилиндров и отправляем ее на прессовку, а в дальнейшем идет либо замена деталей, либо просто замена прокладки с ремонтом ГБЦ", — говорит Седов.
~Рабочий день автомеханика длится с 9:30 до 20:00, но жесткой привязки ко времени нет — главное, выполнить задачи. ~"Бывает приходишь позже, а бывает и задержишься. Например, приезжает клиент: "Мне завтра в экспедицию ехать, посмотрите автомобиль". А там пол-авто надо перебрать, и сидишь до 12 вечера", — рассказывает он.
Обратно из таких поездок путешественники привозят не только забившиеся радиаторы, но и миллион рассказов о своих приключениях. Все это, по словам Андрея, добавляет их работе разнообразия.
"Мне нравится, что хобби стало профессией, которая приносит доход, причем хороший. Хватает на содержание и двух детей, и двух автомобилей Volkswagen, а в наше время это достаточно дорого", — смеется он. Автомехаником можно зарабатывать до 300 тысяч рублей в месяц.
По словам Седова, возможностей для роста в профессии предостаточно, главное, чтобы был интерес. От обслуживания пикапов, например, можно перейти в сегмент премиальных автомобилей. Работа станет чище, а оплата — еще выше.
Сам Седов менять профиль не планирует — пока возраст и силы позволяют, хочет и дальше работать с моторами, а позднее планирует перейти к управлению автосервисом.
"Электровозы — это любовь"
Наталья Логоватовская, 26 лет, машинист электровоза, Москва
Площадь у старинного здания Белорусского вокзала как всегда многолюдна. В ожидании опаздывающего товарища под крышей от дождя прячется компания друзей, женщина с детьми проверяет документы, мужчина в костюме спешит ко входу, разговаривая по телефону.
Начало путешествия — всегда волнительный момент. Сборы, ожидание, досмотр, финальная проверка документов, и вот ты уже в своем купе, а за окном индустриальные пейзажи сменяют поля, леса и деревни.
Железная дорога завораживала Наталью Логоватовскую с детства. "~В шестом классе мы ездили с бабушкой на море в Анапу, и я поймала себя на мысли, что самая любимая часть путешествий — поездки на поезде~, когда можно часами смотреть в окно под стук колес. Отдыхая на даче, я очень много гуляла, смотрела на железную дорогу, красивые голубые поезда дальнего следования — романтика", — вспоминает она.
Правда, пока большинство подростков, глядя на проезжающие поезда, мечтали лишь о путешествиях, Наталья задавалась вопросом: сколько всего скрыто от глаз пассажиров? ~Уже в средней школе она стала изучать серии электровозов и их устройство. ~
"Мне было интересно все, я мечтала прокатиться в кабине электровоза, хотя, конечно, это запрещено. Как-то раз в начале восьмого класса, когда была в Вязьме, постучалась к машинисту, спросила, можно ли проехать до Москвы, и повезло, меня прокатили. С тех пор я поняла, что электровозы — любовь, и без этого я больше не могу", — смеется девушка.
В дальнейшем таких поездок было еще немало. За следующие три года Наталье довелось проехать по самым разным направлениям Московской железной дороги и познакомиться едва ли не со всеми машинистами локомотивного депо Ильича, расположенного у Белорусского вокзала.
Она с восторгом слушала их рассказы о работе, и к концу 11 класса прекрасно понимала, что хочет учиться на помощника машиниста. Единственное препятствие — ~женщинам доступ в эту профессию открыли лишь в 2021 году, а на дворе стоял 2016-й.~
Начальник оценил целеустремленность девушки и предложил поступать, но сразу предупредил, что на должность машиниста взять не сможет.
Вновь бороться за мечту Наталье пришлось на четвертом курсе. "У нас было разветвление: мальчиков отправляли учиться на помощников машиниста, а девочек — на билетных кассиров, что мне, естественно, было не интересно. Я снова пошла к начальнику депо и объяснила, что хотела бы учиться на помощника машиниста. Он согласился написать письмо на имя нашего завкафедрой, чтобы меня устроили на эти курсы", — рассказывает девушка.
В 2021 году Логоватовская успешно окончила обучение, и в том же году в России вступил в силу закон, открывающий ей путь в профессию мечты.
Свою историю девушка рассказывает корреспонденту "Газеты.Ru" прямо в депо за несколько часов до начала смены. День расписан по минутам — медосмотр, инструктаж, приемка машины, ТО, отправление.
В два часа дня огромный локомотив уже ждет ее на путях. Ловко забравшись на него, хрупкая девушка проводит экскурсию по машинному отделению и кабине машиниста.
Легко и доступно она объясняет задачу каждой кнопки и рычага — контроллер, кран пневматического торможения, ТСКБМ (телемеханическая система контроля бодрствования машиниста, — прим. "Газеты.Ru").
Здесь сразу становится понятно: ~мнение, что все поезда — на автопилотировании, и машинист ничего не делает, далеко от истины. ~По словам Логоватовской, чтобы управлять электровозом, нужны багаж знаний, а главное, внимательность и ответственность.
"Управление тормозами, поведение при нестандартных ситуациях, как исправлять поломки, как проезжать неисправный светофор — есть множество нюансов. Машинист — последний человек, который может исправить ошибку абсолютно любого работника железной дороги и в последний момент предотвратить ЧП", — объясняет Наталья.
~Отсюда и многочисленные надбавки — за ночные и удлиненные поездки, внесение информации о неполадках в книгу замечаний, работу без помощника и другие. С учетом надбавок машинист может получать до 200 тысяч рублей в месяц.~
Девушек, которые решаются посвятить жизнь этой профессии, пока немного, но с каждым годом интерес растет.
"Для меня все это очень важно, я исполнила мечту, которой грезила чуть ли не 15 лет назад, хорошо освоила профессию, набралась опыта и стала тем человеком, которым мечтала быть в детстве", — признается Логоватовская.
Свежие комментарии