На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 407 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А так же если дети, родственники имеют вид на жительство, или гражданство, недвижимость, активы за рубежом и т.д. дру...Юрист Соловьев: и...
  • Евгений Бутяра
    Судя по логике этой статьи надо все выключать из розетки , телевизоры, музыкальные центры, холодильники и тд.Роскачество: оста...
  • Дмитрий Гурин
    А Андреевские якоря им в анус не заправить? Экономисты хреновы. Барзометры сломались? Отремонтируем.... Пилотки это ф...РБК: в Минобороны...

Интервью автора "Пищеблока" Алексея Иванова об одноименном сериале

Олимпийским летом 1980 года в пионерлагере на Волге появляются вампиры. Так начинается сериал "Пищеблок" по роману Алексея Иванова, который скоро будет доступен на сервисе "Кинопоиск HD". В преддверии премьеры писатель поделился своей точкой зрения относительно сути пионерской организации, назвал любимые произведения на вампирскую тематику и описал для "Газеты.

Ru" эксклюзивные кадры из сериала.

— Образцом мифа о пионерах можно считать повесть "Тимур и его команда" 1940 года. Уже к концу семидесятых пионерия - это тема садистских стишков и нецензурных частушек. Такое изменение связано с ослаблением цензуры или ростом цинизма в обществе?

— И с тем, и с другим, и с третьим. Пионерия была придумана - точнее, скопирована со скаутского движения - по принципу некого детского "ордена", в который входят только избранные, а "орден" создан ради какой-то благородной миссии. Когда миссия выродилась, когда власть начала верховодить и превратила все в официоз, когда в "орден" стали принимать всех подряд, "орден" обнулился. Стал таким, как все общество. Общество в СССР относилось к порядкам в стране с издевкой, и пионерия повторила это отношение на детском уровне. Хотя в стране еще оставались островки идеализма - например, детский клуб "Каравелла" писателя Владислава Крапивина.

— Возможно ли сегодня успешное литературное произведение для подростков с "зашитой" в него государственной идеологией?

— Возможно. Например - "Гарри Поттер". Дело в том, что у российского государства и российского общества сейчас одинаковая идеология, и это вовсе не патриотизм, насаждаемый властями с остервенением последнего боя. В мире новых коммуникаций идеология перестала быть набором готовых идей, а стала набором стратегий для объяснения жизни. Главная стратегия - конспирология, то есть поиск во всем заговора. Злобой врагов, внешних и внутренних, объясняется положение дел в стране. Корыстью и карьеризмом художников объясняется состояние культуры. Глобальным потеплением объясняется изменение природы. И так далее. Об этом есть прекрасная книга историка Ильи Яблокова "Русская культура заговора". "Гарри Поттер" - это произведение о заговоре волшебников против обычных людей, "маглов". То есть "Гарри Поттер" проводит ту же идеологию, что и российская власть. Чистая суть этой идеологии - не на Первом канале, а на РЕН ТВ.

— Где и у кого самые классные, на ваш взгляд, вампиры? В каких фильмах, книгах, играх?

— Я обожаю "Судьбу Иерусалима" Стивена Кинга. Других вампиров мне не надо. Но "Пищеблок", даже с вампирами, - не роман ужасов, как не роман ужасов, скажем, "Мастер и Маргарита", хотя там действуют сатана и его подручные.

— Что такое вампиризм в "Пищеблоке"? Это советская идеология? Это взрослый мир, противостоящий детскому? Просто обобщенное древнее, не готовое уступить новому?

— "Пищеблок" написан на основе теории меметики Ричарда Докинза. В русском изводе с ней лучше знакомиться по книге историка Ильи Носырева "Мастера иллюзий".

Суть меметики в том, что все большие явления рассматриваются как информационные комплексы. Государство, религия, искусство, мораль - это комплексы идей, утверждений, поведенческих практик, и так далее. И эти комплексы ведут себя как биологические системы. Они соперничают друг с другом, истребляют друг друга, борются за место под солнцем. Так, например, борются друг с другом лес и степь. Или муравейники. По Докинзу история и есть борьба информационных комплексов.

Никто ведь не знает, что такое история. Народ считает, что это воля царей. Библия - что воля бога. Маркс - что борьба классов. Толстой - что "роевое движение народов". Гумилев - что всплески пассионарности. А Фоменко с Носовским утверждают, что истории вообще нет, есть только фейк. И никакая концепция истории - кроме воли бога, конечно, - не может объяснить крушение Советского Союза. А меметика может. По Докинзу информационный комплекс западного мира пожрал информационный комплекс советского мира. Люди в СССР просто решили жить, как на Западе, потому что им так интереснее. Бросили все и ушли из советского мира в западный мир - как со скучного кино на боевик.

И в "Пищеблоке" я описал взаимодействие информационных комплексов. Там их три. Первый комплекс - детство с его страшилками, загадками, играми, законами, фольклором и всем прочим. Второй комплекс - пионерство с его речевками, флагами, субботниками и смотрами. Третий комплекс - вампирство с его кровью, правилами и прочими ужасами. Детство - доминирующий комплекс. Пионерство - умерший, никому не нужный. Вампирство - угнетенный, но стремящийся к доминированию. Вампирство борется с детством. Чтобы победить, вампирство мимикрирует под мертвый, бессильный комплекс - под пионерство. Так происходит борьба по Докинзу.

Суть пионерства - идеология. Суть вампирства - эгоизм. Чтобы реализоваться, эгоизм принимает внешность идеологии. Так бывает всегда, когда идеология - мертвая, когда она не может защищаться от эгоизма. А идеология умирает тогда, когда она единственная. Так происходит в природе. Предположим, оставьте на Земле из всех животных только слонов - получится ли слоновий рай? Нет, слоны вымрут. И любая тоталитарная, то есть единственная в обществе идеология тоже умирает. Становится прибежищем для каких-нибудь вампиров. Поэтому в тоталитарном формате коммунизм превращается в террор, либерализм - в беспредел, христианство - в инквизицию, ислам - в джихад. Крах Советского Союза по Докинзу объясняется не ошибочностью социализма, а его тоталитарностью. Так что "Пищеблок" - это игра на тему меметики. Только не постмодернистская, а метамодернистская.

— Что или кого вы сегодня готовы назвать воплощением зла, подобным вампирам в старинной мифологии?

- Для меня воплощение зла, точнее, главный инструмент зла - глупость. В традиционном обществе она была просто недостатком знаний; в обществе модерна, в котором мы все и живем, она стала информационной технологией. В традиционном обществе глупость увечила картину мира, в обществе модерна создает ложную картину.

— Какие взрослые-наставники полезнее: те, которые строго исполняют предписанную им функцию, или те, кто тащит детей в походы, организует кружки или зазывает к себе домой смотреть Олимпийские игры? Имеются в виду педагоги, вожатые, руководители волонтеров. Лучше учитель-сухарь, преподающий "от сих до сих", или тот, кто набивается школьникам или воспитанникам в друзья?

— Кто "набивается" - вообще не нужен. Кто становится по заслугам - да, очень нужен. Однако и "сухари" тоже необходимы, если они знают свой предмет. Наставники должны быть разные, но обязательно честные. Разнообразие наставников - залог гармоничного развития человека.

— Можно ли говорить о том, что в своих произведениях вы используете ностальгию как инструмент для развлечения читателя? Не считаете ли эксплуатацию ностальгии в современных медиа избыточной? Речь о постах и журналистских публикациях формата "Знакомо? Узнали?"

— Постами и публикациями формата "Знакомо? Угадали?" я не интересуюсь. И в тех медиа, которыми я пользуюсь, ностальгия - не тема. А вообще переосмысление советского прошлого в современной культуре я считаю делом правильным, хотя и не самым главным, но идеализация того времени - занятие глупое и даже пагубное. Лично я не испытываю никакой ностальгии по советскому времени, так что и эксплуатировать ностальгию я не могу - мне скучно писать о том, чего не чувствую. "Советское" в "Пищеблоке" я применял совсем для других целей. И для вовлечения читателя, то есть для интерактива, нужен сюжет, а не картинки. Картинками внимания не удержать.

— В 80-е дети матерились? Матерятся сейчас. Как полагаете, наступит ли эпоха, когда обсценная лексика перестанет быть таковой - и ее перестанут законодательно запрещать в произведениях, демонстрируемых публично? Нужно ли детей от нее оберегать сейчас с тем рвением, с которым это делает государство?

— Бывало, что дети матерились, но гораздо реже - и не при взрослых, и не в школе. Но дело не в культуре общения. Я считаю мат социальным, а не культурным явлением. Есть очень точное наблюдение культуролога Вадима Михайлина, изложенное им в книге "Тропа звериных слов". Суть наблюдения в том, что наша речь соответствует пространству, в котором мы находимся. В публичном пространстве, например, на работе, мы говорим официально или с пафосом. В приватном пространстве, например, дома, мы сюсюкаем или шутим. А мат - это язык войны или охоты. Так что проблема мата не в деградации культуры, а в том, что дом, двор или школа стали пространством войны. Когда общество восстановит конвенции, сделает свою жизнь более разумной и благополучной, мат уйдет из детской речи, потому что детство перестанет быть войной.

— У "Пищеблока" возможно продолжение с повзрослевшими героями, как в кинговском "Оно"?

— Лично я такого продолжения писать не буду. Я уже сказал все, что хотел. Но у сериала "Пищеблок" продолжение с повзрослевшими героями очень даже возможно.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх