Тренер по голосу и речи Седа Каспарова рассказала "Газете.Ru", какие фразы могут оттолкнуть собеседника и чем их можно заменить, чтобы произвести впечатление и продолжить общение дальше.
"Частое использование "я-фраз", "я-высказываний": "я", "я", "я", "а вот мое…", "а вот для меня…" может напрочь оттолкнуть людей.
Вас для собеседников становится слишком много. Как обойти это обилие "я" и на что заменить? Ну, с одной стороны, если вы действительно сделали что-то важное, это стоит отметить. С другой, можно добавлять "мы с командой", "для меня важно", "предполагаю". Вы говорите от первого лица, но не будет звучать постоянное "я-я-я", — объяснила она.Вторая такая фраза: "извините", или "извините, пожалуйста", или "а можно мне, пожалуйста, спросить/узнать/пройти …?".
"Кажется, что это звучит мило. Почему бы мне, как человеку воспитанному, покупая кофе, не сказать: "Можно мне, пожалуйста, капучино на миндальном молоке?" А вам в ответ скажут: "нельзя"? Обычно просят дети у мамы. Мы и привыкли так говорить. Нам кажется, что это про вежливость. Попробуйте сказать чуть иначе: "Будьте добры" или "Дайте, пожалуйста". Тогда это вежливо. Форма "извините" – она будто бы все время "уменьшает" вас. Хорошая альтернатива: если, например, вы опаздываете куда-то и хочется как-то извиниться. Фраза "извините, что опоздал" вызывает больше раздражения. Лучше сказать проще: "Дорогие, спасибо за терпение", — рекомендовала специалист.
Еще одна фраза, которая многих бесит: "Я тебя услышал". Кто-то говорит, что эта фраза пришла из коучинга или из других сфер помогающих профессий. Там эксперт говорит "я тебя услышал" – и это значит "я понял, беру на карандаш, буду с этим работать" и т.д. Но в быту, когда мы друг другу говорим "я тебя услышал", это скорее воспринимается как "все, короче, давай пока".
"Поэтому "Я тебя услышал" – это некрасиво, в этом не так много уважения, как вам может показаться. Если вы замечали у себя эту фразу, попробуйте заменить на фразы "спасибо, что поделился", "мне важно было это услышать", "благодарю, что озвучил свои чувства" и т.д. Такие фразы гораздо душевнее", — отметила она. Следующее "запрещенное" слово – "просто": "я просто не смог", "просто собака съела мою домашку"… Это еще одна фраза про уменьшение, которую обычно говорят дети. Фиксируйте у себя в голове, почему в этом моменте и с этим человеком вам хочется уменьшиться в размерах. И сюда же, в эту копилку – слова "получилась", "показалось", "оказалось". "Еще одна фраза, которую все мы часто произносим – "я хочу". Все мы периодически озвучиваем свои желания, но очень часто мы застываем на уровне "я хочу": "я хочу сделать", "я хочу выучить английский", "я хочу хотеть"… А что, если заменить "я хочу" на "я готов"? Модальность сразу меняется. "Я готов", "мне важно", "мне нужно" – в этих фразах в разы больше готовности, больше активного действия.
Короли токсичного общения – фразы-обесцениватели в стиле: "Тебе просто повезло", "Ну так вышло", "Да, в нужное время оказался в нужном месте". Здесь не столько конструкция страшна, сколько контекст и ваши отношения. Человек услышит это как "он меня не любит, я для него не важен, он мне завидует, а значит, с этим человеком я выстраивать коммуникацию не буду". Так что отсекайте у себя эти фразы и анализируйте, почему они у вас возникают. Дело ведь не во фразе, а в стиле мыслей и стиле жизни. Сколько встреч вам подобные фразочки испортили? Самое время задуматься", — объяснила эксперт.
Также, мы привыкли человеку сразу говорить, что все плохо. Зачастую не стесняясь в выражениях: "Ты дурак, все плохо, переделать", "Не хочу вас обидеть, но…", "Все хорошо, но давайте переделаем". Мы часто даже не знаем, что есть отдельное правило, как давать обратную связь высокого качества. Начинать важно всегда с хорошего. Ведь хорошее всегда есть. И мы это обозначаем, мы это подсвечиваем человеку: "Слушай, как здорово было, мне так понравилось, что ты сделал то-то и то-то. Вашими фразами вы даете человеку понять, что видите его сильные стороны. А дальше поясняем: "знаешь, здесь, кажется, не хватает вот этого, можно добавить вот этот элемент".
"Постоянные жалобы – и это не про конкретные фразы или слово. Если человек жалуется, это сразу понятно: "Ну да, тебе хорошо говорить", "Здорово, что у тебя так, а у нас опять все завалили". С токсичными людьми сложно общаться. Поэтому не удивляйтесь, что желающих с вами общаться становиться все меньше и меньше – или же это будут такие же постоянно жалующиеся личности. Самое время менять образ мышления и окружение", — резюмировала она.
Свежие комментарии