Креативные индустрии способны генерировать высокую доходность. Предприниматели делают состояния на разработке мобильных приложений, кинопроизводстве или развитии фэшн-бренда. Однако, с точки зрения большинства инвесторов, вложения в такие проекты остаются малопонятными и слишком рискованными. Настороженное отношение можно наблюдать не только в России, но и в других странах мира: для опасений есть немало объективных причин.
Однако с развитием креативного сектора экономики инвестиционные фонды, биржи и крупный бизнес уделяют проектам с высокой творческой составляющей все больше внимания. "Газета.Ru" проанализировала крупнейшие сделки на российском рынке и выяснила, кто и куда инвестирует.Креативный сектор - это один из главных локомотивов мировой экономики на ближайшие десятилетия наряду с IT. Он перепрошивает отношение к творческому продукту и охватывает целый ряд непохожих друг на друга индустрий: разработку компьютерных игр и программного обеспечения, рекламу, маркетинг, дизайн, кино, моду, музыку, театр, архитектуру, народные промыслы, музеи, ювелирное искусство и многое другое.
В основе креативного продукта всегда лежит уникальная творческая идея, у которой есть экономический потенциал. Творческие индустрии могут быть интересны инвесторам и для развития своего основного бизнеса. Качественная архитектура урбанистика и культурное программирование влияет на девелоперский продукт. Культурный продукт может поднять интерес к продукту еще до строительства. Или создать имидж. Весь вопрос в том, чтобы его вовремя выявить и раскрыть.
Главным тормозом для развития креативного сектора всегда была его финансовая обособленность и даже закрытость и упор на профильные инвестиции. В творческих индустриях десятилетиями действовал принцип "чужие здесь не ходят": чтобы успешно вкладывать, например, в кинопроизводство, моду или современное искусство, нужно было "вариться" в этой сфере всю жизнь.
Непонятный и непредсказуемый
Деловое сообщество до сих пор не воспринимает креативные индустрии как надежный инструмент капиталовложений. Причем не только в России, но и за рубежом. Например, как показало исследование, проведенное в Великобритании, 85% инвестиционных сделок в креативном секторе за 2023 год пришлось на более понятные для финансистов проекты, связанные с IT-компаниями и цифровыми продуктами.
Креативная экономика фокусируется на развитии креативных индустрий в рамках современных технологий — именно они делают креативные продукты привлекательными для инвесторов. Остальным творческим индустриям досталось только 15% всех инвестиций. И это, напомним, в стране, где интеллектуальная собственность надежно защищена законом.
Главной причиной нежелания британских инвесторов вкладывать в креативные индустрии авторы исследования назвали "недостаток знаний" в этой сфере.
Второй по значимости причиной является "неуверенность в инвестиционном потенциале" творческих отраслей. Ведь традиционные методы оценки бизнеса здесь не всегда работают, а окупаемость проектов и прибыль зависят от множества факторов, таких как изменчивые предпочтения аудитории, мода, талант исполнителей, высокая конкуренция и многих других.
В последние 10-15 лет государства во всем мире стараются поддержать развитие креативных индустрий. Для этого создаются национальные программы (как в США, Великобритании, Германии, Японии, Южной Корее и других странах) и специальные концепции развития на уровне отдельных мегаполисов. Например, Берлин акцентирует внимание на поддержке инновационных стартапов и малых предприятий. Похожие программы есть в Париже, Лондоне и других мировых столицах.
Как правило, государственные и муниципальные программы нацелены не просто на раздачу грантов, а на выращивание полноценных компаний с понятной и жизнеспособной экономической моделью, а также на создание системы взаимоотношений с потенциальными инвесторами.
Что может государство
В России проводником государственной политики в отношении креативных индустрий выступает Агентство стратегических инициатив (АСИ). Как проектный офис президента РФ оно объединяет усилия творческих сообществ, власти и бизнеса для поддержки этого сектора экономики.
АСИ помогает регионам разработать собственные Стандарты развития креативных индустрий и определить приоритетные для себя направления. По словам директора Центра развития креативной экономики АСИ Екатерины Черкес-заде, это помогает сфокусировать усилия на конкретных индустриях с наибольшим потенциалом, разработать для них максимально эффективные способы поддержки и инфраструктуру, а также стимулировать создание добавленной стоимости для других отраслей.
Под эгидой Агентства действует международный Клуб продюсеров, куда входят представители креативных индустрий, инвесторы и потенциальные заказчики. Сейчас Клубы продюсеров создаются в том числе на уровне российских регионов. В регионах действуют Региональные экспертные группы, в которых Центр развития креативной экономики системно работает для того, чтобы участники получили доступ к мерам поддержки, образовательным программам и отраслевым мероприятиям. Инвестиции являются одним из ключевых факторов вложения в креативные индустрии для того, чтобы создать новые возможности в этом секторе.
Центр развития креативной экономики АСИ также проводит исследования отраслей (Агентство уже поделилось результатами по анимации, кино, видеоиграм и музыке), продвигает российский креативный продукт в другие страны за счет межстрановых соглашений и оказывает поддержку в продвижении творческих проектов. Агентство организует различные программы акселерации для креативных проектов, помогает в продвижении внутри России и на международных рынках, консультирует и оказывает методическую поддержку. Задача Центра развития креативной экономики — изначально формулировать плацдарм, так как многие индустрии не находятся под санкциями.
Говоря простым языком, АСИ уже не первый год помогает креативным предпринимателям выжить в реальной экономике, и сделать их проекты ближе и понятнее для инвесторов. Такая поддержка начинает приносить плоды.
Венчурные фонды верят в креатив
Во всем мире инвестиции в креативные индустрии в первую очередь интересуют венчурные компании и фонды, которые специализируются на вложениях в стартапы с высоким риском. Россия не является исключением.
Креативные индустрии являются продуктом для крупнейших сделок на международном уровне. Глава саудовской венчурной компании Falak Наваф Альбишри подписал соглашение о мастер-франшизе с сетью игровых клубов True Gamers. Сумма сделки составила 45 млн долларов.
В течение пяти лет россияне помогут открыть в Саудовской Аравии 150 киберспортивных клубов. Договор предусматривает обучение персонала, помощь в создании инфраструктуры, разработку маркетинговой стратегии, онлайн- и офлайн-поддержку. "Сделка найдет отклик в игровом сообществе Саудовской Аравии, где играет 21 млн человек. Это составляет около 58% населения", — заявил Наваф Альбишри.
Российские венчурные инвесторы также вкладывают в креатив. Например, Фонд "Сколково" предоставляет финансирование, менторство и доступ к инфраструктуре для стартапов, работающих в сфере технологий, дизайна и медиа. В числе поддержанных проектов, например, FashionFactorySchool – площадка для профессионалов из мира моды, "Холст" – цифровая доска для рендеринга онлайн, платформа для дизайнеров "Сервис Монро Арт" и многие другие проекты.
Бизнес выбирает вечные ценности
Серьезными игроками на рынке инвестиций в креативные отрасли стали российские финансово-промышленные группы и крупные частные инвесторы. Несмотря на осторожное отношение к вложениям в проекты, основанные на творческих решениях, точка соприкосновения была найдена. Это традиционные промыслы, значимые для отечественной истории предприятия, проверенные временем ценности и символы.
Большие компании, поддерживая коэффициент социальной ответственности, действуют по-разному. В 2019 году Сбербанк и АФК "Система" вошли в капитал компании "Гжель". Это стало их пилотным проектом по тестированию инвестиционной привлекательности народных художественных промыслов. Культурные проекты есть у всех крупных российских корпораций. Поддерживая творческие инициативы и художественные коллективы они косвенно способствуют развитию креативных индустрий.
Например, у АФК "Система" есть проекты "Лифт в будущее", "Культура и просвещение", "Социальная среда", у ГК "Росатом" – корпоративная программа "Территория культуры Росатома", у "Газпрома" – фестивали "Факел", "Сибирская одиссея", "Музыка без границ" и международный праздник искусства в Китае. Такие проекты влияют на повышение узнаваемости бренда и развитие имиджа компании, что является инвестицией в то, как компания воспринимается на рынке.
Но есть и частные инвестиции, которые инвестируют в НХП. Знаменитая фабрика "Крестецкая строчка" (Новгородская область) была приобретена частным инвестором Антоном Георгиевым. В 2023 году предприятие вышло на самоокупаемость. Кроме того, возникают новые модели развития НХП. Предприниматели начинают зарабатывать на туристической структуре вокруг самого НХП. Удачным примером может стать фабрика "Федоскино" — кроме продукции в проекте развивается имидж и пространства вокруг. Теперь приехать на экскурсию на фабрику знаменитых шкатулок "модно". Это дает возможности неочевидные коллабораций — например, недавно "Федоскино" сделали совместный проект с видеоигрой ATOMIC HART. Шкатулки появились внутри виртуального мира.
На площадке завода художественного фарфора в городе Сысерть (Свердловская область) с апреля 2023 года действует творческая лаборатория "Антихрупкость" креативного пространства "На заводе". Креативные предприниматели сами пересобирают НХП и делают креативный продукт привлекательным для инвесторов — выпуск продукции на предприятии продолжается, причем участники кластера разработали уже более 250 новых изделий для массового производства.
"Бигтех" собирает лучших
Отдельная категория инвестиций в креативный сектор – это вложения со стороны крупных IT-корпораций. Цифровые гиганты планомерно скупают самые интересные стартапы, чтобы сохранить свои лидерские позиции в будущем. Креативные проекты способны генерировать интересные решения для больших экосистем.
У этого процесса есть и обратная сторона. Формируя сложные экосистемы, развивая новые сервисы и продукты IT-гиганты открывают целые рыночные ниши, создают общую культуру инвестиций в креативные индустрии. На российском рынке уже немало таких прецедентов.
Например, Яндекс успешно интегрировал в свою экосистему такие сервисы как "Кинопоиск", ставший лидером рынка онлайн-кинотеатров, PriceLabs – эта технология продвижения товаров работает внутри "Яндекс.Маркета", и FoodFox – приложение для доставки еды из магазинов и ресторанов, на основе которого вырос "Яндекс.Еда".
Особым разнообразием отличаются креативные покупки Сбера. Например, он приобрел 25% в издательстве "Просвещение", которое является лидером российского рынка учебной и педагогической литературы. Параллельно состоялась покупка геймдев-стартапа GOSU Data Lab для внедрения голосового ассистента в экосистему Сбера.
Некоторые крупные компании даже создают собственные корпоративные венчурные фонды, чтобы проще было отслеживать появление на рынке интересных проектов.
Например, Вымпелком в 2022 году создал дочерний фонд "Хайв" для инвестиций в разработки KidTech (цифровые решения для детей до семи лет), HRTech (продукты для подбора и управления кадрами), FoodTech (сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов), SaaS (использование онлайн-ПО), MarTech (маркетинговые технологии). В компании МТС тоже действует венчурный фонд – MTS Startup Hub. Он инвестирует в медиа, финтех, интернет вещей, облачные технологии, системы для аренды самокатов и образовательные платформы.
Народные инвестиции
Интерес к инвестициям в креатив у массового российского инвестора есть уже сейчас (крупные платформы контента — ИВИ, ОККО и т.п). Государственная поддержка делает упор на гранты (например, Президентский фонд культурных инициатив). Однако грантовые платформы скорее являются именно плацдармом для запуска проекта — по оценкам АСИ, более 50% получателей грантов не идут в дальнейшее развитие бизнеса.
"Более 30% предпринимателей в сфере креативных индустрий живут на эти гранты. Наша задача — сделать следующий шаг и предоставить креативному бизнесу разные финансовые модели — от кредитования до понятной системы инвестирования. Сейчас надо понять, как оценивать стоимость креативного продукта, где одним из основных факторов является интеллектуальная собственность. Одна из наших основных задач — создание инструментария для оценки и инвестиционного развития креативного бизнеса", — поделилась директор Центра развития креативной экономики Екатерина Черкес-заде.
Кроме того, краудфанинговые платформы помогают собрать деньги на реализацию самых разных идей. Например, на момент написания статьи одна из самых популярных в нашей стране площадок - Planeta.ru предлагала перевести средства на создание рок-мюзикла, съемки мистического детектива и восстановление археологического музея-заповедника, пострадавшего от природных пожаров. "Инвестор" может перевести организаторам любую сумму или приобрести "вознаграждение" за определенную цену.
Более продвинутая разновидность таких платформ позволяет инвестировать по-настоящему, анализируя плюсы и минусы проектов, формируя портфель и главное – получая прибыль. Центробанк ведет реестр краудлендинговых организаций: сейчас в нем почти 100 участников, а в тройке лидеров – JetLend, "Поток" и Lender Invest.
В 2024 году объем российского рынка краудфандинга вырос на 59% и составил 53 млрд рублей, по данным аналитической компании BusinesStat. Очевидно, что значительная часть этих средств пришлась на проекты в креативных отраслях.
Почему творческие индустрии так важны?
Вклад креативных отраслей в экономику постоянно растет. По итогам 2024 года они обеспечили 7,5 трлн рублей или 4,1% в российском ВВП. Кажется, что немного, но в 2017 году этот показатель был на уровне 2,8% (2,3 трлн рублей), в 2020 году – 3,2% (3,1 трлн рублей), а в 2023 году – 3,8% или 6 трлн рублей.
В соответствии с Концепцией развития творческих индустрий, которую правительство утвердило в 2021 году, к 2030-му вклад креативного сектора экономики в ВВП должен вырасти до 6%. Эта цифра станет отражением важных перемен.
Развитие креативных индустрий всегда служит стимулом для роста в смежных отраслях. Ведь в большинстве из них тоже есть творческая составляющая. Например, в текстильном производстве это создание дизайн-концептов одежды, в строительстве – разработка архитектурных проектов. Креативные решения генерируют собственную добавленную стоимость и оказывают влияние на прибыль всего предприятия.
Новый сектор экономики активно способствует развитию городов и регионов. Творческие индустрии создают новые рабочие места, помогают совершенствовать местную инфраструктуру, улучшают имидж и привлекают туристов. По словам заместителя министра экономического развития России Татьяны Илюшниковой, рост в креативной сфере – это "дополнительная возможность эффективно развивать свою экономику" для регионов.
Пятый год подряд АСИ вместе с фондом "Росконгресс" и при поддержке ВЭБ.РФ проводит форум "Сильные идеи для нового времени". Здесь сразу несколько номинаций для представителей творческих индустрий, а лучшие проекты представят руководству страны в июле этого года. Сбор идей завершится 15 мая 2025 года, а в июле лучшие проекты представят президенту РФ на форуме в Москве.
А для молодых брендов, которые готовы расти и покорять новые рынки, проводится конкурс растущих российских брендов "Знай наших". Прием заявок также завершится 15 мая. Конкурс помогает творческим предпринимателям увеличивать выручку, выходить на зарубежные рынки.
Свежие комментарии