На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 672 подписчика

В Греции нашли украденные девять лет назад полотна Пикассо и Мондриана

Полиция Греции обнаружила пропавшие картины "Женская голова" Пабло Пикассо и "Мельница в Штаммере" Пита Мондриана. Девять лет назад полотна похитили из Национальной галереи в Афинах - все это время преступники пытались продать их на черном рынке. "Газета.Ru" рассказывает, как устроена незаконная торговля предметами искусства - и что теперь будет с найденными работами.

Зачем коллекционеры покупают картины на черном рынке

По словам главного эксперта аукционного дома "12-й стул" Ивана Ефимова, картины на черном рынке стоят дешевле, чем на аукционе. Однако коллекционер, сделавший покупку таким нелегальным способом, лишает себя возможности законным образом перепродавать предмет искусства и выставлять его на выставках:

"Картину, купленную незаконно, можно перепродать только на черном рынке. Кроме того, невозможно экспонировать предмет, что осложняет поиск покупателя. Эксперту предмет искусства тоже не показать - он просто сдаст "черного" арт-дилера полиции".

Иван Ефимов подчеркнул, что современные коллекционеры избегают покупок на черном арт-рынке, поскольку не хотят испортить свою репутацию:

"Теперь покупатель обращается не к серым дилерам, а в аукционные дома или же к крупным дилерам, которые являются членами ассоциаций, так что все "ворованные истории" вскрываются очень быстро. Сегодня все знают - если предмет искусства хотят продать "вчерную", значит, с ним что-то не то".

В этом смысле российское арт-сообщество, согласно Ефимову, не отстает от прочих - здесь есть систематизированные базы данных, где фиксируются все открытые покупки и продажи предметов искусства.

"Я могу сказать, что в России есть опыт правоохранительных органов по работе с украденными предметами искусства. Мы идем в общемировом тренде, взаимодействие между нашими и зарубежными правоохранительными органами очень хорошее", - пояснил он.

Можно ли скрыть факт наличия картины на черном рынке

По словам Ефимова, присутствие картины на таком рынке установить довольно сложно. "Черные" арт-дилеры не ведут баз данных, сама работа может ситуативно оказаться не там, где ее пытаются найти, — например, продаваться за границей.

"В отличие от открытого рынка, где фиксируются все покупки и продажи, на черном арт-рынке такого нет. У полотна Пикассо мог появиться заинтересованный покупатель из-за рубежа, его могли украсть по заказу или хорошо спрятать на рынке. Кроме того, дилеры могли сознательно переместить картину в другой сегмент рынка, где полиция ее не искала", - пояснил собеседник.

Кому картина будет принадлежать после спасения с черного арт-рынка

Дальнейшая судьба украденных произведений искусства зависит от конкретного местного законодательства: "Тот, кто приобретает картину, далеко не всегда в курсе, краденая она или нет. Обычно он даже не преступник, а просто жертва обстоятельств. Другой нюанс в том, что первоначальному владельцу нужно еще доказать, что это его предмет - и он действительно был украден, а не продан на добровольной основе".

Иногда дело доходит до суда, поскольку украденная картина могла оказаться и быть куплена в галерее, а не на черном рынке. В ходе разбирательств определяется итоговый собственник - тот, кому предмет искусства вернется. Если предмет был украден у человека, который давно умер, то вопрос правообладания решается с его наследниками.

"В случае, если прийти к соглашению невозможно, предмет будут продавать на аукционе и, вероятно, делить вырученные средства между наследниками", - уточнил Ефимов.

Может ли владелец не знать, что его картина была украдена

Согласно Ефимову, покупатель может узнать о том, что картина украденная, уже только через много лет владения ей. Этим вопросом занимается международное частное право - как минимум по той причине, что многие предметы искусства путешествуют по свету, и судьба их не может решиться национальным законодательством. "Я знаю, что очень много российского вылавливается за рубежом - украли здесь, продают там. Рано или поздно все это возвращается", - пояснил собеседник.

 

Ссылка на первоисточник
наверх