На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 291 подписчик

Свежие комментарии

  • Svetlana Kuzmina
    Грузии следует выслать из страны парочку дипломатов из этих стран и сразу у остальных мозги встанут на место.Гарибашвили: учас...
  • Георгий Михалев
    И что грузины ждут, почему не подняли на вилы эту пендосскую прошмандовку.Президент Грузии ...
  • Анфиса Иванова
    А зато Путин в кадре ТВ такой сладколицемерный пассаж выдал Токаеву...аж затошнило от этого спектакля!Путин провел теле...

Рецензия на сериал Романа Волобуева "Просто представь, что мы знаем"

В онлайн-кинотеатре "Кинопоиск HD" вышел мини-сериал Романа Волобуева "Просто представь, что мы знаем". Это четырехсерийная производственная драма о молодых сотрудницах новостного Telegram-канала, похожего на Mash и Baza, и их издателе-бумере. В главных ролях — Анфиса Черных, Рина Гришина, Катя Федина и Евгений Стычкин.

Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков считает "ППЧМЗ" лучшим российским сериалом о журналистике.

Когда ты начинаешь работать в медиа, рано или поздно открываешь для себя чудесный мир фильмов и сериалов о медиа. В Голливуде за журналистской деятельностью следят давно и пристально, ассортимент — в диапазоне от "Всей президентской рати" до сериала Аарона Соркина "Ньюсрум". В России дела обстоят иначе — во многом потому, что в глазах общества журналисты имеют меньший вес, а их работа не так сильно влияет на жизнь страны. Когда в последний раз случались уголовные дела и посадки высокопоставленных чиновников после публикаций в прессе? Вот именно. Кларк Кент и Питер Паркер — репортер и фотокорреспондент соответственно — глядят на это дело в древнерусской тоске, пока по "СТС Love" крутят повторы сериала "Маргоша".

Роману Волобуеву — режиссеру, сценаристу и экс-кинокритику "Афиши" — очень хотелось бы стать российским Соркиным. Отчасти выходит. Весной был "Последний министр" — искрометная политсатира про будни выдуманного (хотя с виду и не скажешь) министерства перспективного развития. В некотором смысле — ответ "Западному крылу", с поправкой на здешнюю абсурдную действительность, конечно. Теперь — "Ньюсрум" по-русски. Производственная драма "Просто представь, что мы знаем" — заметка о жизни новостного Telegram-канала, похожего на Mash или Baza, — предприятия, которые вроде бы презираешь, но не читать не можешь, поскольку там бывают настоящие инсайды.

Соответственно, высокопарных рассуждений о журналистской миссии и благородных идеалах ждать не приходится. Извини, но ты живешь в России, так что придется всерьез задуматься, брать ли бюджетные деньги за умолчание тех или иных фактов — или честно делать свою работу (герои Соркина, надо полагать, вообще не поняли бы, в чем тут вопрос). Оно, пожалуй, и правильно: все же подобные энтузиасты если и пишут по-русски, то последние несколько лет обитают где-то в районе Риги (см. ютьюб-полотнище Николая Солодникова), и встраивать их в столичные интерьеры было бы по меньшей мере странно.

Небольшое отступление. Занятно: с возникновением стрим-платформ отечественное сериалостроение сразу перескочило к сегодняшнему дню — с его ультраскоростями, мессенджерами и постправдой. А пройденный Западом "кабельный" этап со степенными драмами (как "Самый громкий голос" от Showtime) так и не состоялся. Но мы, напомним, по-прежнему ждем художественного осмысления разгона классического НТВ — с Антоном Лапенко в роли Леонида Парфенова.

Возвращаемся. "ППЧМЗ" отчасти похож на "Чик" — главный российский сериал 2020-го. Там тоже было про молодых девушек и отчаянные попытки построить свой бизнес. Только Белла, Ира и Ксюша (Анфиса Черных, Рина Гришина и Катя Федина) уже дошли до следующего этапа: канал запущен, подписчиков — несколько сотен тысяч. Но как на этом делать деньги — неясно. В результате некоторых договоренностей к ним присоединяется Евгений Малышев (Евгений Стычкин) — экс-звезда журналистики, единственный в России обладатель Пулитцеровской премии, который пять лет назад со всем завязал и перебрался в Лондон. Формально он назначается издателем "ППЧМЗ", однако по факту занимается всем подряд и служит кем-то вроде ментора (или лишнего колеса).

Герой Стычкина — собирательный образ, но в его стариковском ворчании в первую очередь угадывается сам Волобуев. Сценарий, в отличие от "Последнего министра", он только перекраивал — идея и оригинальный текст принадлежат перу Ильи Маланина и Милы Просвириной, это их сценарный (и продюсерский) дебют. Но перекраивал, видимо, активно, поскольку язык в итоге получился очень характерный. Примерно та же едкая издевка, смешанная с трогательной нежностью, что и в сериале про чиновника-недоумка, только в этот раз все устроено не так вертикально и ситкомно. Местами все утопает в хипстерско-интеллигентском флере первой половины 2010-х. Бонусом — много околонуарного неона; первая серия открывается кадром с хитросплетением эстакад, как будто подрезанным в "Водовороте" от того же "Кинопоиска". Вообще "ППЧМЗ" бывает невероятно красив, особенно когда в неожиданных отражающих поверхностях всплывают сообщения, а место и время обозначаются не сухим титром, а слепком заблокированного экрана айфона.

"Просто представь, что мы знаем" — во многом про сегодня, но еще больше — про буквальное вчера. Действие разворачивается в марте 2020 года. Малышев — артефакт уходящей эпохи, Беллу и Иру, чей офис располагается на втором этаже стрип-клуба (такая вот голая правда), тоже не назовешь героинями нашего времени — они сформировались еще в "старых медиа". Ближе всего к этому статусу подбирается Ксюша, самая молодая из троицы. Она — несколько карикатурная зумерка (к ней так и обращаются — "зумер"): себе на уме, внешне похожа на Монеточку, которую и слушает (отстаете от трендов, Роман Олегович, Монеточку уже года полтора ставят одни бумеры, почаще заглядывайте в TikTok). Ее линия — про стремление продолжать, несмотря на разочарование — пожалуй, самое точное, что говорилось с экрана о российской журналистике, поэтому сериал стоит увидеть как минимум всем тем, кто думает о поступлении на журфак.

Не хочется использовать кошмарные формулировки "не для всех", но по-другому как будто и не скажешь. "Просто представь, что мы знаем" — довольно специальная работа; во многом — чересчур. Здесь очень много внутренних шуток и подколов, которые поймут только те, кто следит за жизнью отечественных медиа, — в основном сотрудники этих самых медиа. В первом эпизоде присутствует феерический парад камео: от самого Волобуева и Анны Монгайт до Ильи Красильщика и Екатерины Шульман. Почти у всех есть прототипы — где-то послышатся интонации Арама Габрелянова, где-то — Олега Кашина. Если эти имена вам ни о чем не говорят, придется трудновато. С другой стороны, медийщики — тоже какая-то аудитория, сравнительно небольшая, но платежеспособная. Так что подобное, наверное, имеет право на существование, особенно если "Кинопоиск" и правда хочет стать "российским Netflix", который способен предложить сериал абсолютно на любой вкус.

И есть еще одна аудитория — правда, едва ли целевая. Несколько лет назад музыкант и шоумен Александр Пушной ездил по ВУЗам с творческими встречами: рассказывал истории, играл на гитаре — в общем, веселился. На одной из таких он рассказал студентам, как после успеха программы "Галилео" за ним вдруг стали везде следовать по пятам маленькие дети — "как за Бонифацием". Тогда один юноша спросил: "Вы же понимаете, что мы и есть те самые дети?" Лучшим моментом встречи стала неловкая пауза в долю секунды. Так вот, сегодня выйдет много текстов про сериал "Просто представь, что мы знаем" — и примерно половина их авторов "вообще-то выросла на его текстах", как героиня Анфисы Черных — на текстах Малышева. Для них (ладно, для нас) это все особенно ценно.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх