На третьем фестивале актуального российского кино "Маяк" в Геленджике вне конкурса показали драму Ричарда Линклейтера "Новая волна" о съемках дебютной картины Жан-Люка Годара "На последнем дыхании", одной из ключевых работ французской новой волны. Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков рассказывает, как Линклейтер воссоздает дух свободного Парижа 1959 года.
В прокате фильм можно будет увидеть с 6 ноября.Ричард Линклейтер относится к редкому числу кинематографистов, использующих в качестве одного из инструментов само течение времени. Его трилогия "Перед рассветом" — "Перед закатом" — "Перед полуночью" следила за жизнями героев Итана Хоука и Жюли Дельпи на протяжении почти двух десятилетий, производство номинированного на "Оскар" фильма "Отрочество" заняло 12 лет, с 2019 года постановщик работает над адаптацией мюзикла Стивена Сондхайма "Мы едем, едем, едем", который планируется снимать столько же, сколько длится сама история о трех друзьях, рассказанная в обратном порядке: 20 лет.
~В "Новой волне", посвященной съемкам дебютной картины Жан-Люка Годара "На последнем дыхании", Линклейтер тоже работает со временем, однако не позволяет ему течь своим ходом, а усилием воли перематывает его назад.~ Это не стилизация под дикий, рваный годаровский почерк, который рождался с колес (инвалидных колясок и почтовых тележек, катавших оператора Рауля Кутара) в пику "папиному кино" и стал манифестацией абсолютной творческой свободы. То есть Линклейтер не пытается снимать фильм про Годара так, как его снимал бы Годар, — или, вернее, Годар-симулякр (ясно, что настоящий Годар снимал бы про свою работу совсем иначе, а скорее всего, не снимал бы в принципе, тем более что "На последнем дыхании" — и так его автопортрет); лихих джамп-катов, которыми спустя полвека нас будет терроризировать Жора Крыжовников, здесь не замечено.
~Вместо этого режиссер как бы лично перемещается на улицы Парижа 66-летней давности и ставит собственное кино, просто с оглядкой на календарь и карту: по-французски, на 35 мм, в ч/б, с соотношением 4:3.~ Словом, примерно как Дэвид Финчер в "Манке" — виртуозном байопике сценариста "Гражданина Кейна" Германа Манкевича, который невозможно отличить от голливудской ленты 1940-х.
Собственно, как и "Манк", это кино о кино и ради кино — изощренный синефильский сувенир. Если "На последнем дыхании" — произведение бесконечной свободы, то "Новая волна" — произведение бесконечной любви, всепоглощающая нежность Линклейтера к героям и эпохе, наполняющая каждый кадр, не может не переливаться через экран и не захлестывать зрителя.
В этих обстоятельствах теряет всякое значение, посвящены ли вы в детали истории (режиссер издевательски доводит водопад неймдроппинга до абсурда), волнуют вас все эти материи, нравится ли вам Годар и "На последнем дыхании" (мне, признаться, не слишком, как и "Гражданин Кейн", пускай тотальная влиятельность обоих бесспорна). Вообще без знакомства с оригинальным фильмом будет, пожалуй, трудновато, но даже так "Новая волна" прекрасно функционирует как кинематографический анекдот, сообщающий весь необходимый минимум сведений о мятежном Годаре (Гийом Марбек), неунывающем Жан-Поле Бельмондо (Обри Дюллен), Джин Сиберг (Зои Дойч), взвинченной из-за балагана вокруг, а также других членах маленькой, но гордой команды "На последнем дыхании" и обитателях редакции легендарного журнала "Кайе дю синема", где публиковался Годар.
Да, это кино о кино и ради кино, но оно блестяще выполняет функцию, возложенную на данный небольшой сегмент кинематографа, который существует главным образом для внутреннего пользования, — напоминать нам о том, за что мы вообще любим это искусство.
А что значит "образина" — вопрос по-прежнему открытый.
Название: "Новая волна" (Nouvelle Vague)
Дата премьеры: 17 мая 2025 года (78-й Каннский международный кинофестиваль)
Дата премьеры в России: 7 октября 2025 года (3-й фестиваль актуального российского кино "Маяк", Геленджик)
Дата выхода в прокат: 6 ноября 2025 года
Где смотреть: в кино
Продолжительность: 105 минут
Режиссер: Ричард Линклейтер
В ролях: Гийом Марбек, Обри Дюллен, Зои Дойч, Жан-Жак Ле Везье, Джоди Рут-Форест, Жонас Марми, Паоло Люка Ноэ, Джейд Фан-Гиа
Свежие комментарии