На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 673 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Лев
    Эффект Ларисы Долиной. Только так эта баба запомнится всем россиянам. Я ни одной ее песни не помню.Суд отклонил жало...
  • Александр Семкин
    Наверное не взыскали, а ВОЗМОЖНО взыщут. Это на воде вилами писано.С фигурантов дела...
  • Аркадий Шацкий
    Они только до двух могут считать? Каллас то же самое выдала)Глава МИД Эстонии...

Рецензия на сериал "Территория" — фолк-хоррор с Андреем Мерзликиным

Вечером 12 октября начинается показ российского фолк-хоррор-сериала "Территория". Обычная версия шоу будет выходить на канале ТНТ, а без цензуры — на платформе Premier. По сюжету в уральские леса приезжают патологоанатом Николай и его племянник Егор. Они ищут родителей юноши, которые отправились сюда в экспедицию и перестали выходить на связь.

Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков посмотрел два эпизода "Территории" — и видит в ней лучший хоррор на отечественном фольклорном материале, какой только можно вообразить.

Одним из лучших российских сериалов прошлого года было "Мертвое озеро" Романа Прыгунова — мистический детектив про убийство в заснеженном городке, где Евгений Цыганов опять изображал угрюмого сыщика с суицидальными наклонностями. Ценность шоу заключалась не столько в увлекательности самой истории, сколько в успешном переложении традиции скандинавского нуара на нашу почву. Холод внутри и снаружи героев отлично прижился на той части РФ, что располагается за полярным кругом (мы даже предложили впредь использовать слово "нордический" вместо "скандинавского"). А от налета искусственности адаптацию избавляли локальные приметы — в частности, напряженные отношения жителей Чангадана с коренным населением.

Теперь ТНТ повторяет эксперимент уже с другим жанром — фолк-хоррором, во второй половине 2010-х испытавшим небольшой ривайвл. Сейчас его главные апологеты на Западе — Ари Астер, режиссер "Солнцестояния", и Роберт Эггерс, автор "Ведьмы" и "Маяка". В той же парадигме — "Апостол" Гарета Эванса, "Гретель и Гензель" Оза Перкинса, а также свежий сериал Денниса Келли "Третий день" с Джудом Лоу и Наоми Харрис.

Теперь в этот список неожиданно добавляется "Территория", написанная Анастасией Самойловой — сценаристкой довольно чудовищной "Секты".

В живописные декорации уральских лесов приезжают двое: патологоанатом Николай (Андрей Мерзликин) и его 19-летний племянник Егор (Глеб Калюжный). Они ищут родителей юноши, которые отправились сюда в этнографическую экспедицию, а затем перестали выходить на связь — вестей нет уже пятый день. По ходу дела к квесту присоединяется пара студенток пермского филфака — Надя (Ася Чистякова) и Таня (Ксения Отинова). Всем вместе им предстоит столкнуться с бестиарием из коми-пермяцкой мифологии, колдунами и старообрядцами.

Предупредим сразу: "Территорию" не следует воспринимать в хоть сколько-нибудь документальном ключе, многие вещи здесь искажены в угоду зрелищности и эффектности. И это работает: сериал сразу же затягивает жуткой атмосферностью, при том что он никуда особенно не торопится, а впервые разгоняется лишь на излете первой серии. К "Территории" спокойно можно придраться, например, по поводу быта и обычаев старообрядческих общин (как правило, их дома совсем не ветхие и грязные, а главы поселений вряд ли могут практиковать колдовство). Только делать этого совершенно не хочется: сериал слишком хорош, чтобы выискивать в нем изъяны, а сами по себе эти допущения не бросаются в глаза.

Дело в том, что обширный и разнообразный фольклор народов, проживающих в России, — невероятно перспективный материал, который преступно долго ждал своего часа на экране. Эстетика страшной сказки — то, за что стоит любить группу "Король и шут", и то, что помогло группе Ic3peak написать главный русскоязычный альбом 2018 года. Это то, почему невозможно не любить "Вечера на хуторе близ Диканьки" Николая Гоголя, даже если остальное творчество писателя вам чуждо, и то, почему "Ведьмак" Анджея Сапковского обрел здесь бешеную популярность — в первую очередь его игровые адаптации ("Территория", кстати, местами напоминает хтонический ужас сюжетной линии из третьей игры — про ведьм с Кривоуховых топей).

До настоящего времени в подобном ключе работал единственный в стране хоррормейкер Святослав Подгаевский ("Русалка. Озеро мертвых", "Яга. Кошмар темного леса"), плюс имелся вполне удачный опыт с трилогией "Гоголь" (а о трудах Олега Степченко давайте, пожалуйста, никогда не вспоминать). И к тому, и к другому имелись небольшие вопросы, на что-то приходилось закрывать глаза. "Территория" же кажется пределом мечтаний — честно говоря, тянет выдохнуть и доверчиво окунуться в нее с головой, расхваливая направо и налево. Но память о недавней "Игре на выживание", которая тоже завлекала природными красотами, а в итоге не оправдала никаких надежд, вынуждает задержать дыхание подольше. Всего будет восемь эпизодов — дай бог, не задохнемся.

 

Ссылка на первоисточник
наверх