На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 409 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Ну правильно, герой, дал по морде русскому в наручниках.Адама Кадырова вн...
  • Георгий Михалев
    Совсем ох.ели. Резали русских, резали, а теперь приперлись со своим уставом, засрали все города и еще не довольны скоты.Премьер Таджикист...
  • Георгий Михалев
    Начал мести пургу.Экс-генсек НАТО С...

Как задумывались "Утомленные солнцем" и менялось восприятие фильма

К 75-летию народного артиста РСФСР Никиты Михалкова "Газета.Ru" обсудила со сценаристом Рустамом Ибрагимбековым, композитором Эдуардом Артемьевым и актрисой Светланой Крючковой историю создания фильма "Утомленные солнцем", его борьбу с "Криминальным чтивом" Квентина Тарантино за главный приз в Каннах, а также изменение зрительского восприятия картины.

Никита Михалков за свою 60-летнюю карьеру снял множество фильмов, которые вошли в историю отечественного кинематографа, однако одно из важнейших мест в его биографии занимает картина "Утомленные солнцем", посвященная эпохе "Большого террора" - ей удалось стать единственным русскоязычным проектом, одновременно удостоенным премии американской киноакадемии "Оскар" и гран-при Каннского кинофестиваля.

Сегодня может показаться странным, но в начале 90-х Михалков и его соавтор сценария, заслуженный деятель искусств России, писатель и режиссер Рустам Ибрагимбеков планировали сначала выпустить в прокат фильм "Сибирский цирюльник", где действие разворачивается во времена царской России, и только потом взяться за историю о сталинских репрессиях. Но задуманную хронологию нарушило внезапно предложение из-за границы. "Предполагался "Сибирский цирюльник" - мы над ним очень долго работали, года полтора. А потом уже предполагалось, что сделаем "Утомленных солнцем". Но тут возникло предложение с французской стороны сделать документальную картину о кочевых монгольских племенах в Китае. И когда мы ознакомились с реальным положением дел, выяснилось, что никаких кочевых монгольских племен там нет - они ведут достаточно оседлый образ жизни. И постепенно этот документальный замысел перерос в фильм "Урга. Территория любви", который оказался неожиданным проектом". Этот проект вклинился между двумя последовательно задуманными картинами", - рассказал "Газете.Ru" Ибрагимбеков.

Говоря об изменении зрительского понимания картины, которая в год выхода виделась многим едва ли не манифестом, а со временем стала восприниматься как произведение ностальгического характера, он пояснил, что при ее создании не стоял вопрос о необходимости политического высказывания на тему советской истории.

"Это вещи труднообъяснимые - общественное настроение, общественное восприятие искусства. Когда мы делали картину, принцип был такой - не пользуясь никакими новыми свободами, снять картину, которую можно было бы снять в советское время. Мы снимали картину не обличающую, а наполненную тем драматизмом, в котором существовал Советский Союз", - пояснил Ибрагимбеков.

Он напомнил, что главной идеей фильма было рассказать страшную историю соперничества двух наделенных властью мужчин глазами маленькой девочки, проживающей один день лета 1936 года.

"Это лучший день в жизни этой девочки (Нади Котовой в исполнении Надежды Михалковой, - прим. "Газеты.Ru"). И она воспринимает его как праздник. Вот так же существовал советский народ. Он жил в ощущении достаточно праздничного существования, а в глубине этого праздника совершались трагические процессы. Эта двойственность советского существования нас интересовала больше всего", - уточнил он.

По словам Ибрагимбекова, во время работы над фильмом создателей также интересовал вопрос непрерывности культуры и духовных традиций.

"Их дом, где все происходит, это некое эхо дореволюционной жизни русской интеллигенции. Мы старались увидеть нашу жизнь в объеме, а не просто в плоскости политических суждений. С точки зрения политической там ничего нового не было. К этому времени Сталин уже был тысячи раз изобличен - и в политических трудах, и в искусстве", - добавил сценарист.

Ибрагимбеков также дал оценку главному конкуренту "Утомленных солнцем" в конкурсе Каннского кинофестиваля - фильму Квентина Тарантино "Криминальное чтиво", удостоенному Золотой пальмовой ветви.

"Дело в том, что Тарантино существенно расширил киноязык. Он совершенно неожиданно нарушил традиции драматургии, устроил несколько перескоков во времени, когда начиналась какая-то история, потом мы от нее уходили, потом через какое-то время снова возвращались - это было достаточно свежо и интересно с точки зрения развития киноязыка", - сказал он.

Главным же достижением Тарантино Рустем Ибрагимбеков назвал не показанную на экране историю, а его открытия в сфере кинодраматургии.

"Что касается самой истории - она просто лихо сделана. Главное достижение [Тарантино] - это драматургия. Он очень свободно стал передвигаться во времени и пространстве по сравнению с традиционным кино. Это является его главным достижением. И как только он это открыл - он начал повторяться. Все то, что он делал потом, ни в какое сравнение с этим фильмом не идет. До этого была его лучшая картина "Бешеные псы" - вот там он заложил основы этой эстетики. Она мне даже больше нравится", - признался соавтор "Утомленных солнцем".

Народный артист России композитор Эдуард Артемьев, говоря о своем опыте работы с Михалковым, к фильмам которого он писал музыку с 1967 года, назвал главными требованиями со стороны режиссера наличие яркой и эмоциональной музыкальной темы. Он рассказал, что тот обычно подолгу беседует с ним во время работы, чтобы добиться соответствия результата своим целям.

"В "Утомленных Солнцем" была же главная тема, знаменитая тема Ежи Петерсбурского "Утомленное солнце". Так мелодия и встала. От нее и плясали. Она была лейтмотивом всей картины. В фильме есть два героя: один - интеллигент, другой - из народа. Соответствующая музыка должна быть. Должны быть где-то отголоски Скрябина, Метнера, Рахманинова - Серебряный век. Здесь требуется угадать характер фильма. Бывает, что кадр не требует музыки - сначала требовал, казалось, а потом кадр оказался самодостаточным, и чтобы не перегружать его музыкальным комментарием, от музыки отказываются. Такие вещи бывают", - заключил Артемьев.

Народная артистка России Светлана Крючкова выразила сожаление из-за того, что болезнь помешала ей лично поздравить Михалкова с юбилеем.

"Я не могу сама приехать, его поздравить в связи с тем, что я приболела. Это не ковид, но я приболела. Поэтому я просто счастлива, что могу хотя бы через вас поздравить своего друга и любимого режиссера моего, выдающегося артиста Никиту с его 75-летием и пожелать ему долгих-долгих лет творческих и крепкого-крепкого здоровья и Божьей помощи во всем", - сказала она.

Крючкова поделилась деталями о работе над фильмом и своим образом домработницы Кати Моховой.

"Он мне позвонил однажды и говорит: "Приезжай на грим-костюм, новый сценарий: будешь играть девственницу". Я говорю: "Никита, я уже третий раз замужем!", он говорит: "Нет, в тебе столько наива, у тебя все получится хорошо". Я приехала, мне сразу говорят: "К Михалкову не обязательно, вас ждет уже художник. Я говорю: "Нет-нет, я без Никиты Сергеевича ни шагу не сделаю"... Я заехала к нему и спрашиваю, как должно быть понятно, что [героиня] девственница? Он говорит: "Ну, коса, фартук". Потом мы придумали, что будет такой парик, который будет надвинут на мой лоб, и он будет вдвое уже, чем мой собственный. И, конечно, белые реснички, и так далее", - раскрыла она историю создания образа Моховой.

По словам Крючковой, одной из главных проблем на съемках было сохранение единства времени происходящего. Работа над фильмом длилась долго и летние дни заканчивались, в то время как по сюжету все действие должно было разворачиваться в течение одних суток и в солнечную погоду.

"Там очень много зелени вокруг - эта зелень была привезена откуда-то, и чуть ли не каждый листик приделывали к кустику, чтобы создать иллюзию лета. И один за другим все попростужались. Но первая была я, к сожалению. И без меня снимали сказку, которую рассказывает главный герой в исполнении Олега Меньшикова. Я могла бы в этой сцене участвовать - обязательно я бы там присутствовала", - сообщила актриса.

Однако самым большим огорчением стал для нее пропуск сцены игры в футбол из-за простуды.

"А больше всего мне обидно - я представляю, как бы мы могли с Никитой нафантазировать и смешно сделать, если бы я стояла на воротах на футболе со своим подносом! Вот это было бы классно! Но, к сожалению, производственная необходимость была такова, что надо было снять эту сцену, именно когда я болела, вся простуженная. А потом уже заболели все по очереди - последняя, по-моему, Наденька заболела", - вспомнила артистка.

Еще одной яркой импровизацией, которая вошла в фильм, стал маленький стишок, который Крючкова "подарила" детям в одной из сцен фильма:

"Помните, дети там залезают на обрыв, когда появляется отряд гражданской обороны? И они должны какой-то текст говорить. Я сказала: "Ой, Никита! Никита! А у нас в садике говорили: "Я на вишенке сижу, не могу накушаться / Дядя Сталин говорит - надо маму слушаться!" И он это взял!"

В заключение Крючкова призналась, что Михалков оставил большой след в ее жизни и многому научил ее как актрису благодаря своей творческой смелости.

"Он, между прочим, человек, который научил меня не бояться быть глупой, бездарной, смешной. Он говорит: "Давайте побредим. Из этого бреда что-нибудь вдруг вырисуется". Он очень творческий, безумно талантливый человек. Космос целый. И, конечно, с ним работать в удовольствие - начинаешь работать над сценой и никогда не знаешь, во что это выльется! Потому что тут же фантазия работает, играет, актеры подхватывают и так далее", - резюмировала артистка.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх