Мы, взрослые, хотим для своих детей самого лучшего. Хочется, чтобы они были уверенными, смелыми, знали себе цену. И кажется, что путь к высокой самооценке лежит через похвалу. Вот только есть тонкая грань, за которой искренние слова поддержки превращаются в навязчивую установку: "Ты должен быть молодцом всегда".
А это, увы, может только навредить, рассказала "Газете.Ru" Марина Май, основатель образовательных центров "Арт Академия-Академия отличий", эксперт в области интеллектуального развития и раннего образования детей."Когда ребенка хвалят за каждый шаг — "молодец, ты сел", "умница, ты взял карандаш", "какой ты у нас художник!" — он сначала радуется. Но со временем привыкает к тому, что любое его действие обязательно должно получить одобрение взрослого. И если вдруг похвалы не последовало — это воспринимается как провал. Так рождается тревожная зависимость от внешнего подтверждения собственной ценности. Ребенок перестает слышать себя. Он больше не понимает, где он действительно старался, а где просто сделал по привычке — и зачем вообще это сделал: ради интереса или ради очередного "умничка", — объяснила она.
По словам педагога, так ребенок теряет опору внутри себя. Все внимание сосредоточено на реакции взрослого: "А как тебе? А я хорошо сделал?" Снижается мотивация к развитию. Ведь если хвалят и за простое, зачем стараться делать сложное? Формируется страх ошибки. "Если я не справлюсь — меня не похвалят. А если не похвалят — я плохой". Самооценка становится неустойчивой. Она больше не строится на опыте и понимании себя, а строится на одобрении извне.
Один раз не похвалили — и все рухнуло."Это не значит, что ребенка нельзя хвалить. Важно, как именно это делать. Отмечайте процесс, а не только результат. Не "Ты — гений!", а: "Ты так внимательно работал! Видно, что постарался". Задавайте вопросы. Вместо "Какой у тебя красивый рисунок!" — спросите: "Ты выбрал такие яркие цвета! Что ты хотел этим показать?" — это поможет ребенку осознать и прожить свой опыт. Помогите осмыслить успех. Не просто радоваться пятерке, а обсудить, что помогло ее получить: "Ты много читал", "Ты не сдался, когда было трудно". Учите спокойно относиться к ошибкам. "Не получилось — это нормально. Главное, что ты пробовал", — посоветовала эксперт.
Мы все любим, когда нас хвалят. Но детям, особенно в раннем и младшем школьном возрасте, нужна не просто похвала, а ощущение, что их видят, слышат и ценят по-настоящему. Что взрослый рядом — не как судья с табличками "молодец/не молодец", а как тот, кто помогает понять себя, принять себя и расти. Иногда лучше просто обнять и сказать: "Я рядом". А не торопиться с очередным "умничка".
"Если вы замечаете за собой привычку хвалить ребенка за все подряд — это не повод ругать себя. Это повод остановиться и начать замечать больше: не только результат, но путь; не только "хорошо", но и по-настоящему. Потому что уверенность вырастает не из "молодца", а из понимания себя и веры в то, что тебя любят и принимают — всегда. Очень важно научить ребенка видеть ценность внутри себя, а не только в отражении в глазах других. Это и есть основа здоровой, устойчивой самооценки. Такой, которая не рушится от одной плохой оценки, критики или промаха. Такой, на которой можно построить взрослую личность, не боящуюся идти своим путем", — резюмировала она.
Свежие комментарии