Многие родители с появлением малыша задумываются — так ли необходимо раннее развитие, и так ли необходимо начинать занятия с ребенком до 3-трех, а может, пяти или шести лет. Что, как минимум, ребенок должен научиться разговаривать, осознанно воспринимать инструкции и способен усидеть на месте хотя бы минут 15.
То есть, никак не с года. Это слишком рано, да и вообще, ни к чему. Надо дать ему детство. О том, так ли это на самом деле, "Газете.Ru" рассказала Марина Май, кандидат педагогических наук, руководитель центров "Арт Академия-Академия Отличностей"."Современная педагогика и нейропсихология свидетельствуют об обратном. Раннее развитие — это своевременный и необходимый для малыша процесс. Ведь в период до одного до 3-трех лет формируется фундамент будущей личности. Закладываются основы уровня интеллекта, эмоционального и социального развития, речи. И следует принимать это как осознанный шаг к созданию полноценной развивающей среды в самый ответственный период жизни человека", — объяснила она.
Более того, нельзя не учитывать то, что мы стали жить в высококонкурентном мире, где, по сути, успешный человек — это тот, кто умеет мыслить и действовать комплексно. Тот, кто умеет анализировать и выстраивать стратегии. И безусловно, чем раньше заложить основы мышления, тем проще ребенку будет адаптироваться в современном мире и обрести уверенность в своих силах и способностях.
Распространенный миф — начать обучение ребенка с года означает отобрать у него детство.
"И здесь важно не путать формальное образование с развитием. Часто, когда речь заходит об обучении с года, родители представляют своего ребенка, которого всеми правдами и неправдами пытаются научить читать и считать, запоминать карточки, в общем, "быть умным". И это — самое распространенное заблуждение. В реальности, раннее развитие — это не про оценки и стремление к достижениям. Это про коммуникацию с окружающим миром, про социализацию, познание себя и своих возможностей. А еще это мощное развитие психических процессов — внимания, мышления, речи. И все это — в живом общении и коммуникации. Через поддержку и природное любопытство, присущее каждому малышу. А главное, это про развитие с удовольствием. Именно поэтому можно утверждать, что раннее развитие не отбирает детство, а наполняет его, делая более интересным, насыщенным, живым и разнообразным", — отметила педагог.
В год ребенок: активно исследует окружающий мир; начинает подражать; готов к повторению, наблюдению, взаимодействию; формирует базу для речи, логики, эмоционального интеллекта.
"Если не использовать это время, развитие все равно будет идти, но стихийно. Сложнее будет формировать привычку к усилию, к сосредоточению, к восприятию новых задач. Ребенку позже будет труднее адаптироваться в коллективе и воспринимать обучение как естественный процесс. Кроме того, родители непосредственно участвуют в процессе, наблюдают, играют рядом. Это усиливает связь и помогает перенести развивающие практики домой", — подчеркнула эксперт.
Второй миф — раннее развитие бесполезно, так как ребенок все равно все забудет.
"И это действительно так. Он забудет, какие задания он выполнял. Но главное, что он запомнит: что исследовать мир — интересно; что ошибаться — не страшно; что взрослый рядом — это поддержка, а не давление; что он может многое — и это ощущение остается на всю жизнь. Раннее развитие — это фундамент. Без него невозможно построить крепкий дом. А построив — уже не снесешь. Уверенность, адаптивность, умение слышать и быть услышанным, устойчивый интерес к познанию — все это формируется именно сейчас", — отметила педагог.
Третий миф — пусть ребенок просто играет. Но вопрос — во что и с кем он играет?
"Игра — это ведущая форма обучения в дошкольном возрасте. И к этому необходимо отнестись более чем серьезно. Именно взрослая, продуманная развивающая среда делает игру настоящей стратегией развития. Умные игрушки, дидактические материалы, педагог, который направляет внимание, — это не замена "свободе", это создание условий для естественного роста ребенка. Обучение с года — это не про "раньше научился — раньше пошел в школу". Это про то, чтобы дать ребенку уверенность и ресурс на долгие годы вперед. Поэтому обучать с года — не рано. Это своевременно", — резюмировала эксперт.
Свежие комментарии