Креативная экономика стала новым трендом, в ней видят многообещающий потенциал и российские власти, и профессиональное сообщество, и бизнес. Ее целенаправленное развитие стало государственной задачей, закрепленной на уровне федерального закона. Поставлена цель повысить долю креативного сектора с нынешних 3,5% от ВВП до 6% ВВП к 2030 году.
Курс на креативность
Принятый в этом году закон о развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации упорядочивает и систематизирует взаимодействие государства с креативными индустриями и определяет понятие креативной индустрии. Это сферы деятельности, в которых производство товаров или услуг базируется на использовании творческих способностей и интеллектуального капитала.
Креативные индустрии - это кино и сериалы, анимация, музыка, видеоигры, книжное дело, реклама и пиар, медиа и СМИ, мода, дизайн, архитектура и урбанистика, народные художественные промыслы (НХП) и ремесла, исполнительские искусства, индустрия развлечений, арт-индустрия, программное обеспечение, гастрономия, а также культурное наследие.
Креативный сектор — более широкое понятие, он включает сферы деятельности по продвижению (продюсированию) и распространению (реализацию) креативных продуктов.
Проводником инициатив правительства по развитию в России креативной экономики выступает Агентство стратегических инициатив (АСИ). Центр развития креативной экономики АСИ выступает точкой сборки российской и международной экспертизы, площадкой для взаимодействия всех заинтересованных в развитии креативной экономики сторон — федеральными и региональными ведомствами, законодателями, профессиональным сообществом, бизнесом и экспертами.
6 декабря в Москве 20 российских регионов представили стратегические планы развития креативной экономики на мероприятии АСИ. Каждый из 20 докладов содержит развернутую картину состояния креативного сектора в регионе, а также определяет приоритетные направления его развития до 2030 года.
"В рамках исследования мы очертили границы нового экономического сектора и смогли определить его масштаб. Чтобы достичь цели, нужно понимать, где мы сегодня находимся – сейчас сектор генерирует 14,5 трлн рублей выручки ежегодно, в нем занято 4 млн 600 тысяч россиян. Отмечу, что не менее важно то, чтобы росла конкурентоспособность наших креативных индустрий на глобальном рынке, чтобы наши бренды экспортировали свою продукцию, сервисы на зарубежные рынки", - отметила глава АСИ Светлана Чупшева.
Почему это важно?
О высоком потенциале креативного сектора как драйвера развития говорит опережающий темп роста его выручки. В 2022–2023 гг. он составил 28,6%, более чем в два раза превысив средний показатель по всей экономике. Развитие креативных индустрий служит стимулом роста для смежных отраслей.
Креативный продукт — результат интеллектуальной деятельности или совокупность результатов интеллектуальной деятельности, а также продукция, работы, услуги, добавленная стоимость которых обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации. Федеральный закон о развитии креативных индустрий № 330-ФЗ от 8 августа 2024 года.
Именно креативная экономика открывает широкие возможности для быстрого развития бизнеса по принципам "голубого океана", отвечая курсу, обозначенному президентом РФ.
"Речь идет о переходе на качественно новый уровень развития, о суверенной экономике, которая не только реагирует на рыночные конъюнктуры и учитывает спрос, а сама его формирует, — указал Владимир Путин на ПМЭФ 2023. —Такая экономика, ее часто называют экономикой предложения, предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг.
Для многих российских регионов сегодня важными задачами стало удержать молодых специалистов и повысить уровень привлекательности регионов для жизни. Показательно, что центрами притяжения для молодежи становятся города, занимающие верхние строчки в рейтинге Индекса креативного потенциала. А повышение индекса останавливает отток населения, как это произошло в Краснодаре, Воронеже, Мурманске.
Немаловажно, что креативные индустрии вносят большой вклад в формирование позитивного образа России. Его транслируют в другие страны кинофильмы, сериалы, мультфильмы, анимационные фильмы, видеоигры, книги, музыка, дизайн и т. д. Тем самым они вносят существенный вклад в повышение туристической привлекательности нашей страны и спроса на российские товары за рубежом.
Начало пути
Свои стратегические планы развития креативной экономики уже разработали первые 20 российских регионов. Чтобы обосновать их, были собраны данные о вкладе креативных индустрий в экономику региона (доля в валовом региональном продукте, занятость, экспорт), основных барьерах (финансирование, кадры, экспорт), портрете предпринимателей в приоритетных отраслях.
Региональные планы представляют целевое видение развития креативной экономики с учетом роста вклада креативных индустрий в ВВП до 6% к 2030 году.
Они включают мероприятия по развитию креативных сообществ, инфраструктуры, финансовых и нефинансовых мер поддержки, развитию продукции и услуг, экспортных направлений и партнерства с другими регионами для совместных инициатив.
Заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович презентовал стратегию развития КИ региона до 2030 года. Основная задача — достижение 7%-ной доли креативных индустрий в ВРП Нижегородской области. По итогам 2023 года приближенная оценка вклада КИ в валовый региональный продукт составила 2,71% (без учета отраслей туризма и образования), а абсолютное значение доли КИ в ВРП - 73,2 млрд рублей, в отрасли трудятся около 86 тысяч человек.
"Как этого достичь? Во-первых, будем выстраивать новую вертикаль управления: сюда войдут как новые структуры, так и существующие. Во-вторых, мы разработали новые меры поддержки. Например, по треку "мода" планируем создать ежегодное мероприятие "Модные выходные", позже в перспективе — "Мануфактура" – центр общих производственных мощностей для дизайнеров. В гастрономии хотим расширять образовательную программу и субсидировать аренду на туристических маршрутах. Стратегия уже у нас в работе, в следующем году будут введены первые ее шаги. Благодарю за методическую поддержку генерального директора АСИ Светлану Чупшеву и директора центра по развитию креативной экономики Екатерину Черкес-заде", - заявил глава региона.
Планы развития креативной экономики подготовили Санкт-Петербург, Республика Северная Осетия – Алания, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Карелия, Мурманская, Псковская, Новгородская, Липецкая, Нижегородская, Ульяновская области, Республика Башкортостан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Приморский край, Сахалинская область.
Регионы играют ключевую роль в развитии креативной экономики, это в том числе отражено в федеральном законе.
Выбор модели развития креативной экономики в каждом регионе зависит от его конкретных особенностей. Чтобы добиться высокой эффективности надо учесть приоритеты социально-экономического развития, отраслевую специализацию, исторически сложившиеся традиции, географическое положение. Например, если в регионе развито промышленное производство, то логично развивать архитектуру и промышленный дизайн, а если сельское хозяйство - то гастрономию. Также важную роль играют уже работающие в регионе креативные проекты, так как один-два сильных бизнеса могут стать толчком для создания в регионе отраслевого хаба.
При определении специализации регион может сфокусироваться на выбранной индустрии, чтобы максимально раскрыть ее потенциал, либо рассматривать креативную экономику как инструмент решения социально-экономических задач: развития территорий, повышения эффективности социальных программ, инвестиционной привлекательности, развития туризма, улучшения качества жизни населения, ситуации с занятостью.
Министр экономического развития Республики Карелия Олег Ермолаев заявил, что определяющую роль в экономике региона играет промышленность.
"В нашем регионе выращивается половина всей российской форели, ведется добыча камня, развивается лесоперерабатывающая отрасль. Но в то же время Карелия -туристический край с уникальной северной природой. Именно креативные индустрии способны дать импульс для развития данных направлений. Это популяризация карельского дизайна в интерьере, экстерьере, предметах, архитектуре и, конечно, ландшафте. Это гастрономия: продвижение национальных блюд, в том числе в современных прочтениях, вывод национальных блюд в высокую кухню. Это IT, без этого направления нет цифровизации промышленности и роста других направлений креативных индустрий", - сказал Ермолаев.
Он убежден, что ивент-индустрия создает новые коллаборации предпринимателей.
"Наш форум по камнеобработке на одной площадке объединяет промышленников, дизайнеров, фото и видеооператоров. Мы создаем точку роста, решая задачи, поставленные перед правительством региона по созданию новых продуктов, социально-экономическому развитию, росту МСП", - добавил глава региона.
Инструмент для гибкой настройки
Выстраивать работу с креативным сектором регионам помогает Региональный стандарт развития креативных индустрий. Его разработала команда Центра развития креативной экономики АСИ.
Это комплекс практических решений, представленный в виде 12 шагов для создания и предоставления региональных мер поддержки на уровне субъектов Российской Федерации и развития креативных индустрий. Он служит основой, на которой каждый регион создает собственные практики. По мере накопления опыта развития креативных индустрий в регионах стандарт будет обновляться, включая новые эффективные решения.
В рамках стандарта ключевое значение имеет высокий уровень вовлеченности главы региона. Также для координации, мониторинга и контроля рекомендуется создать опорную организацию – она отвечает за все инициативы и мероприятия, направленные на развитие креативной экономики в регионе. Еще одним важным участником процесса является региональная экспертная группа - сообщество из предпринимателей и экспертов креативных индустрий. Вместе с опорной организацией они участвуют в разработке мер поддержки, а также верифицируют внедрение регионом шагов стандарта.
Стандарт рекомендует провести аудит и анализ влияния креативных индустрий на экономику региона, определить, какие из них приоритетные для формирования креативной специализации региона. Другие шаги касаются создания объектов инфраструктуры и формирования системы подготовки кадров для креативных индустрий, удержания и привлечения креативного человеческого капитала. Рекомендуется предпринять меры по повышению спроса на продукцию, работы и услуги креативных индустрий, в том числе за счет поддержки экспорта.
Уже внедряют стандарт развития креативной экономики 49 из 89 российских регионов.
Голливуд по-якутски и новгородская старина
Возможности креативной экономики интереснее всего рассматривать на конкретных примерах. Одна из лучших практик по развитию творческих индустрий в стране сложилась в Якутии, отметил президент РФ Владимир Путин. Ярким примером стало развитие в республике кинобизнеса, и теперь якутское кино стало такой же визитной карточкой региона, как нефть, газ и алмазы.
Созданный в Якутске студийный комплекс Media Lab обеспечил киноиндустрию региона студиями постпродакшна, оборудованными по последнему слову техники, включая студию 3D-анимации и первый за Уралом виртуальный XR-кинопавильон.
Он выступает резидентом креативного кластера "Квартал труда", где располагаются офисы компаний из индустрии кино, анимации, цифрового контента, медиасферы и дизайна.
Центр сервисной экономики, создаваемый в городе Мирный, сочетает в себе функции креативного кластера, технопарка, бизнес-инкубатора и общественного пространства и представляет собой типовое решение для городов с населением до 100 тысяч человек.
На перспективу в следующем году в Якутии открывают "Парк будущих поколений" — это детский кластер, где с малых лет будут развивать креативные и предпринимательские навыки, проводить профориентацию в креативных индустриях. В селах и малых городах открываются креативные центры "Силис" для детей, где они могут попробовать себя в этих индустриях и получить практические навыки креативных профессий.
"Якутия сделала ставку на креативные индустрии в 2018 году. Мы начали создавать экосистему, направленную на развитие и поддержку креативных индустрий: разработали первую в стране региональную концепцию развития отрасли, определили приоритеты и меры поддержки, начали создание инфраструктуры, в том числе крупнейшего на Дальнем Востоке ИТ-парка, ювелирно-гранильного кластера, Креативного кластера "Квартал труда". Опорной организацией для отрасли стала Корпорация развития Якутии", - заявил Айсен Николаев.
Он отметил, что сейчас в регионе определили девять направлений, по которым будет развиваться креативная экономика до 2030 года. Среди них уже хорошо известные за пределами республики отрасли: ИТ, мода, ювелирное искусство, народные художественные промыслы, анимация и, конечно, кино, которое стало уже культурным феноменом международного масштаба.
"По данным на 1 декабря якутские кинопроизводители завоевали 19% всех зарубежных наград российского кино за текущий год. Якутское кино состоялось. Оно окупаемое. Теперь нам предстоит превратить его в большую, многомиллиардную индустрию. Это сложная, но решаемая задача. У нас есть уже стандарт кинопоказа, который разработан в Якутии. Это проект кинофикации небольших населенных пунктов "Экстра Синема". Сегодня 73 кинотеатра уже работают по этой технологии. У нас есть поручение президента РФ Владимира Путина о строительстве в Якутске производственного кинопавильона полного цикла – крупнейшего за Уралом", - добавил глава республики Саха (Якутия). Также он заявил, что в республике удалось создать инфраструктуру поддержки отрасли - начиная от образовательной системы и заканчивая прямой финансовой поддержкой стартапов. Среди знаковых элементов экосистемы развития креативных индустрий - конкурс "Моя профессия — ИТ", который позволяет отбирать самых талантливых детей, "работа технопарка и ИТ-парка, поддержка финансовых институтов, фондов, крупных корпораций, которые вовлекаются в развитие креативной экономики Якутии.
"За последние годы нам удалось привлечь на развитие креативных индустрий более миллиарда рублей. Сегодня в креативных индустриях в республике занято около 48 тысяч человек. Для региона, где живет всего 1 миллион жителей, это очень хороший показатель. К 2030 году мы ставим цель увеличить его до 70 тысяч. Также планируем в 2 раза увеличить валовую добавленную стоимость креативных индустрий по сравнению с уровнем 2023 года – до 113 млрд рублей", - сказал Николаев.
Еще одним пионером развития в стране креативной экономики стала Новгородская область. Среди запущенных проектов выделяется целое созвездие фестивалей, выступающих стимулом для развития в регионе смежных отраслей. Это и туризм, и гостиничный, и ресторанный бизнесы, и торговля, и транспорт.
Международный фестиваль музыкальных древностей "Словиша" популяризирует старинные музыкальные инструменты как неотъемлемую часть культурного наследия России и Европы. "Княжья Братчина" — это фестиваль средневековой музыки, ратного мастерства и ремесел, воссоздает реалистичную атмосферу древнего Новгорода. Фестиваль исторической реконструкции "Аракчеевские маневры", посвящен эпохе наполеоновских войн. Международный военно-исторический фестиваль "Забытый подвиг — Вторая Ударная армия" реконструирует боевые эпизоды первых лет Великой Отечественной войны.
Ежегодный фестиваль "Новгородское лето" — самая масштабная в регионе площадка, где представители творческого сообщества представляют свои таланты и работы. Масштабным событием выступает Фестиваль классической музыки им. С. В. Рахманинова, в рамках которого проходит Международный конкурс юных пианистов им. С. В. Рахманинова.
Гастрофестиваль "Князь, вы кушать хотите?" проводят на площадках кафе и ресторанов Великого Новгорода, Старой Руссы, Любытино. Его изюминкой стала возможность попробовать любимые блюда Федора Достоевского и персонажей его произведений из специального меню. В рамках фестиваля представляют интересные театральные постановки, проводят кулинарные мастер-классы.
Первый заместитель губернатора Новгородской области Евгений Богданов назвал обрабатывающую промышленность основой экономики региона.
По его словам, вместе с уникальной историей и культурой это хорошая основа для развития креативных индустрий.
"Регион системно занимается развитием креативной экономики с 2017 года. Для нас это реальная возможность удержать интересом, вернуть домой активную думающую молодежь. Новгородская область - регион туристический, турпоток растет год за годом. Креативные индустрии помогают создать новые смыслы и цели поездки, дополнить привычные маршруты новыми, снизить влияние сезонности", - заявил он.
Свежие комментарии