На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 282 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Oблезов
    Неделя боя и все разбежитесь и хрен вас соберут ваши генералы!Полковник Матвийч...
  • ИГОРЬ честнодумов
    ИДИОТЫ!Глава МИД Цахкна:...
  • Владимир Курюкин
    Чушь клиническая, мы не они, если приспичит - нае...бнем сразу и откровенно, цели обозначены.А вот диверсии это их вс...FT: Россия занима...

Георгий Бовт о том, кто кого и как отключит от интернета

Отечественные законодатели и регуляторы немало сделали для строительства "суверенного интернета". В том числе проводится изучение возможностей функционирования Рунета в условиях полной изоляции - отключения от всемирной сети. Из последних новелл - законопроект депутата Горелкина (фракция "Единая Россия") об ограничении доли иностранного владения значимыми информресурсами.

Законопроект, в первую очередь, коснется таких IT-гигантов, как "Яндекс" и Mail.ru. И хотя представители первого уже заявили, что принимать такой закон - это все равно, что стрелять себе в ногу, у законодателей, стоящих за ними регуляторов и, скорее всего, силовиков явно иные соображения насчет целей "стрельбы". Касающиеся сферы национальной безопасности. А поскольку многие представители правящего класса в нашей стране привычно видят в интернете, прежде всего, угрозы и лишь в десятую очередь возможности, то с угрозами открытого всем вихрям враждебным нашего информационного пространства они и предпочитают бороться.

Исторически в этом нет ничего нового. Ровно так же в советское время, да и раньше боролись с "подрывной" литературой, "чуждыми идеями", "вражескими голосами", коротковолновыми приемниками, печатными машинками, а после них с ксероксами. Впрочем, мы в этом были не одиноки.

Исторически всегда существовали режимы, запрограммированные на открытость (часто из-за уверенности в том, что это обеспечит им превосходство в международной конкуренции), и те, кто закрытость от внешних угроз считал важнейшим "столпом" политической и прочей стабильности.

Сегодня в мире складывается ситуация, во многом напоминающая "холодную войну". Речь о цивилизационном столкновении. Торговая война США и Китая - лишь одно из проявлений этой войны. Суть противостояния вовсе не в том, будет ли Китай покупать больше американской сои и других сельхозпродуктов, допустит ли американских финансистов на свой рынок, ослабит ли меры по ограничению иностранной собственности, снизит ли субсидии предприятиям. И даже не в том (хотя это очень важный момент), перестанет ли он воровать интеллектуальную собственность. Речь о противостоянии двух принципиально разных моделей развития общества. Наш нынешний "тактический" по сравнению с этим конфликт с Америкой (Украина стала лишь поводом для обострения) объективно толкает нас в объятия Китая, хотя причитания в дальних углах политической "поляны" о том, что мы, дескать, европейская цивилизация, все не стихают. Но это пройдет. Древний Египет тоже принадлежал к конкретному типу цивилизации, а после арабского завоевания так "перековался", что и не узнать.

В "холодной войне" воевали два лагеря, сейчас, может, будет больше. Однако так или иначе предполагается и строительство нового "железного занавеса".

Поскольку кибер-война уже стала реальностью и является составной частью новой "холодной войны", неизбежны будут попытки выстроить "железный занавес" и в кибер-пространстве.

До сих пор мы в основном обращали внимание на действия наших законодателей и регуляторов: где еще они закрутят гайки, что еще придумают по части блокировки сенаторы Клишас и Бокова, верные продолжатели дела Яровой, а также примкнувший к ним депутат Горелкин?

Однако мы всерьез еще не столкнулись со "встречным строительством": этот самый "железный занавес" могут начать активно строить и наши "западные партнеры".

Насколько это вообще возможно? И не предстанут ли тогда в новом свете хотя бы отдельные усилия строителей "суверенного Рунета"? По аналогии с тем, как на заре нынешних санкций многие ведь говорили, что, мол, зачем нам национальная платежная система, если есть Visa и MasterCard, а сейчас вроде уж пусть будет. Так, на всякий случай. Так и с Рунетом - хоть такси можно будет заказать и еды на вечер. Через Единый Государственный Портал Цифровых Услуг. ЕГПЦУ.

Первые "ласточки" (можно считать их "черными лебедями") уже пролетели, если кто не заметил. После скандала вокруг "русского вмешательства в выборы в США", который со стороны кажется проявлением паранойи по-американски (но они там все всерьез), Facebook начал тщательнее подходить к фильтрации и контента, и политической рекламы. Особенно тщательно в отношении России. Идет незримое строительство стен в соцсетях так, чтобы ни один "вражеский" тролль не проскочил. Марк Цукерберг при этом по-прежнему отказывается подчиняться уговорам и требованиям Роскомнадзора по переносу обработки персональных данных россиян в нашу страну. Причем по чисто политическим причинам: мы, дескать, недостаточно демократическая страна и у нас плохо с соблюдением прав человека.

И у меня лично мало сомнений, что в случае дальнейшего усиления давления на эту IT-корпорацию она из России просто уйдет. А вместе с ним уйдут и Instagram, оставив Ольгу Бузову с ВКонтакте и Одноклассниками, и много кто еще. Во-первых, наш рынок не так уж велик, а Цукерберг вполне обходится даже и без китайского рынка. Во-вторых, сейчас уже не те времена, чтобы, согласно марксистской формуле, капиталист за 300% процентов прибыли пустился бы во все тяжкие. То есть уже не всякий капиталист. Потому что есть такие "издержки", как принципы. Именно по той же причине Америка с Китаем могут в результате не договориться о "большой сделке" (договорившись "по-маленькому"), - там ведь речь не только о больших деньгах, но и о принципах тоже.

Еще несколько лет назад один из основателей Google и его бывший исполнительный директор Эрик Шмидт предсказал распад всемирного интернета на более-менее изолированные национальные или многонациональные сегменты.

Это было еще до того, как Крым стал наш, а депутата Ирину Яровую пригласили побеседовать в Совет безопасности, вручив ей, проникновенно глядя в глаза, как умеют смотреть только эти люди, важный "пакет" (законов). В поисках подтверждений, насколько идея Шмидта жива и поныне, я натолкнулся на статью в свежем номере "Foreign Affairs", написанную бывшим спецсоветником президента США по вопросам кибербезопасности Ричардом Кларком и бывшим директором интернет-направления в Совете национальной безопасности США Робом Кнейком.

И вот что они пишут.

Идеи, согласно которым свобода получения и распространения информации и глобализация в целом приведут к трансформации авторитарных режимов в более демократические, не оправдались и устарели.

Более того, такие авторитарные режимы, как китайский, используют современные информационные технологии для укрепления своей власти, тотальной слежки за гражданами, а также ограничивают своих граждан в получении информации на Западе, а западные компании - в доступе на свои рынки. И в том же Китае 2 млн цензоров (тут нам до них совсем далеко) денно и нощно фильтруют контент, вычищая крамолу. Параллельно работает система "социального кредита", собирающая самую разную информацию о гражданах и рейтингующая их поведение с точки зрения соответствия "общественным ценностям", вводя поощрения за хорошее поведение или, наоборот, наказания за плохое.

Такие режимы, выстраивая свои firewalls, подчас используют западные технологии и открытость "свободного мира" в том числе для того, чтобы с этим "свободным миром" бороться. Устраивать кибератаки, вмешиваться в выборы, проводить подрывную пропаганду.

В общем, риторический набор, заметим, примерно тот же, что и в годы "холодной войны". Тогда, правда, была даже не аналоговая, а бумажная война, а теперь будет цифровая.

И вот авторы статьи в "Foreign Affairs" предлагают создать Лигу Свободного Интернета. Куда войдут государства (предполагается, что многие десятки), разделяющие определенные принципы свободы и открытости в информационном пространстве. Проводится аналогия с Шенгенской визовой зоной в Европе. А можно провести аналогии хоть с НАТО, хоть с ЕС, хоть с Лигой Наций. В интернет-пространство Лиги допуск со стороны резко ограничивается. Вход - по особым индивидуальным "визам". На "цифровой границе" - эффективный "цифровой пограничный контроль", внутри - свои службы "санитарной" безопасности. Блокируются и заносятся в "черные списки" как лица, так и компании, ведущие "вредоносную деятельность" (кто будет определять и как, можно догадаться). Санкциям полной изоляции могут быть подвергнуты также целые страны, которые будут замечены в том, к примеру, что приютили у себя хакеров (в статье называется Украина). Страны-члены будут также давать совместный отпор (прямо как в 5-й статье Северо-Атлантического договора) попыткам таких крупных "внешних" игроков, как Китай, добиться запрета распространения той или иной неугодной ему информации.

Сейчас отдельные интернет-компании ради допуска на китайский рынок могут идти на уступки властям, однако в рамках общих правил Лиги такое будет запрещено. За пределы этой "зоны свободы" не будет также без особого разрешения выходить деятельность таких IT- корпораций, как Amazon, Microsoft, Google, Facebook, да и вообще много всякого полезного софта и технологий.

Допуск в "свободный цифровой мир" на правах полноправных членов возможен будет только на основании признания принципов его функционирования - как в ЕС и в то же НАТО. Принципов свободы интернета. А можно еще провести аналогию с такой организацией, как Financial Action Task Force (FATF), созданной в свое время "большой семеркой" и ЕС, но сегодня включающей 37 государств.

И так уж повелось, что если ты не следуешь правилам FATF, то у тебя большие проблемы по всей мировой финансовой системе. Кое-какие проводки, конечно, сделаешь, даже в долларах, но не особо развернешься. В принципе, общение в мировом интернете можно организовать подобным же образом. Причем правила тоже будет диктовать тот, кто сильнее. Не только финансово (как в случае с FATF), но и технологически.

Допуск соответствующей "цифровой продукции" из стран вне "зоны свободы" резко ограничивается. Так что, гипотетически, по тому же "Яндексу" будет нанесен двойной удар, если, конечно, его к тому времени не добьют свои депутаты горелкины, чтобы не мучился проблемой выбора, которая, как известно, самая тяжелая.

Все это в совокупности называется изоляцией извне неугодных "авторитарных режимов". Которые, дескать, пользуются свободой выхода в мировое информационное пространство, но все жестче ограничивают допуск к себе внутрь. С этой свободой выхода предлагается если не покончить, то резко ее ограничить.

Насколько возможно возведение "цифрового железного занавеса"? Еще недавно многие говорили, что строительство "Великой китайской стены" в российском интернете тоже невозможно. И пока это так. Пока. Однако внесудебное круглосуточное неустанное усердие Роскомнадзора, согласимся, все же приносит плоды. Хотя Telegram пока ему не по зубам, но он работает и над этим. А тут ему навстречу пойдут с другой стороны. И все у них вместе получится!

До сих пор не было ни одного прецедента отключения целой страны извне от всемирного интернета (даже КНДР, Ирана и Сирии), и вот сейчас, по сути, вбрасывается именно эта мысль.

Хотя уже сейчас заходить из России на многие ресурсы в той же Америке, в том числе на официальные сайты госструктур, получается только через VPN. И что-то подсказывает, что та же Америка быстрее "договорится" с ведущими сервисами VPN, чем российский Роскомнадзор.

"Холодная кибер-война" будет лишь отчасти напоминать прежнее противостояние - в том числе в информационном пространстве. Она будет проходить на более высоком технологическом уровне. И победит, в конечном счете, тот, кто будет владеть более совершенными технологиями. Которые, вот же незадача, нельзя создать и, главное, освоить в условиях изоляции от внешнего мира. Зато их можно украсть и использовать на свой лад. Но об этом как-нибудь в другой раз.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх