На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 637 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эльвира Величутина (Вишневская)
    Познер позавидовал, что с Пугачихой говорили больше, чем с ним. Старый перец вообще никому не интересен.😆Журналист Владими...
  • Алекандр Крымский
    Итальяшка забыл свое место у параши евросортира🤣🤣🤣🤣Глава МИД Италии ...
  • Аркадий Шацкий
    По каким схемам гонят параллельный импорт из Казахстана не понимает даже правительство Казахстана, Назарбаев хорошо к...Политолог Дудчак:...

Эксперт Маерова: никогда не лишайте ребенка хобби и общения из-за уроков

Иногда кажется, что школа — бесконечный стресс для всей семьи. Утро еще не началось, а вы уже ведете переговоры: "встань", "поторопись", "домашка точно готова?. Рюкзак тяжелее настроения, взгляд в пол и снова срывы, слезы, хлопок дверью. Вы пробовали уговаривать, лишать телефона, мотивировать разговорами — хватает на день-два, потом все по кругу.

В какой-то момент остается один вопрос: что делать, если ребенок категорически не хочет учиться? В этом вопросе "Газете.Ru" помогла разобраться Олеся Маерова, глава учебной части частной школы "ЕГЭ-Центр".

"Сначала исключите то, что разговорами не исправить. Недосып, головные боли, падение зрения, дефициты делают учебу физически тяжелой. Посмотрите на психику и среду: тревога, выгорание, буллинг часто проявляются сопротивлением к учебе. Возможны нейроособенности и специфические трудности (СДВГ, дислексия, дисграфия). Это тот случай, когда учителя говорят, что ребенок "умный, но глупые ошибки", "витает в облаках", "читает — не понимает". Важную роль играет и база знаний. Пробелы в таблице умножения, орфографии, а также неподъемная нагрузка и страх ошибки убивают мотивацию", — объяснила она.

Второй важный момент — прекратите войну из-за уроков.

"Для начала прекратите бесконечные торги и силовые сценарии. Чтобы мягко помочь ребенку, а не просто его заставлять, переформулируйте роли. "Учеба — твоя зона ответственности, но я рядом как наставник, я помогу и поддержу". Обязательно введите предсказуемый распорядок дня. Выделите фиксированные "окна" на учебу, ужин, сон. Замените оценочные реплики (например, ленишься) на операционные "давай разобьем освоение темы на шаги?

" Очень важно сократить словесный шум", — посоветовала эксперт.

Перестройте процесс под ребенка. Один предмет — одна четкая цель — один конкретный итог. Не "поучить биологию", а "выучить 8 терминов до уровня "смогу объяснить младшему"". Работайте спринтами по 15-20 минут с таймером и 5-минутными паузами.

"Внутри спринта чередуйте: чтение — короткие задания — устный пересказ, а сложные задачи дробите. Соблюдайте правило 80% понятности: задача должна быть лишь на четверть сложнее текущего уровня. Если тяжело — упрощайте, потом повышайте планку", — посоветовала она.

Мотивация — это смысл, умноженный на ощущение успеха и право выбора. Привяжите учебу к личным целям: "хочешь монтировать видео — пригодится геометрия", "мечтаешь о компьютерной игре — нужен английский, чтобы лучше понимать сюжет".

"Давайте выбор в рамках правил: "с чего начнешь — математика или история?", "сделаешь письменно или устно?" Фиксируйте конкретные успехи: не просто "молодец", а "выучил 6 из 8 терминов, завтра закрепим и доберем еще ва". Так у ребенка растет вера в себя и не теряется смысл", — сказала эксперт.

Действуйте совместно с учителями. По каждому предмету просите конкретику — какие темы и навыки провалены, на каких заданиях это видно, что реально подтянуть за 2-4 недели. Обсудите формы поддержки: короткие разборы требований, замену части однотипных упражнений на целевые, пересдачи после доработки, консультации.

"Угрозы рушат доверие. Нужны понятные правила, где учеба не съедает все время. Принцип простой: сначала обязательное, потом приятное: игры/телефон/прогулки — после домашки. Согласуйте количество экранного времени: когда, сколько, на каких устройствах. Никогда не лишайте базового — еды, сна, спорта, хобби и общения. Без этого сил на учебу не будет", — рекомендовала Маерова.

Если отказ от школы длится больше двух недель, по утрам присутствуют сильные соматические реакции, наблюдается откат в навыках, самоуничижение, разговоры о бесполезности жизни — нужна помощь. Всегда реагируйте на жалобы о травле. При подозрениях на СДВГ/дислексию обращайтесь к школьному психологу, педиатру, логопеду, нейропсихологу, при необходимости — к психотерапевту.

"Волшебной "кнопки мотивации" не существует. Есть устранимые препятствия, посильные цели, понятные правила и чувство контроля у ребенка. Когда вы подстраиваете процесс под него, "не хочу" сменяется на "получается — продолжу", — резюмировала она.

 

Ссылка на первоисточник
наверх