Исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ) обнаружили, что одаренные подростки с высоким уровнем агрессии демонстрируют более низкий эмоциональный интеллект (сумма навыков распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные) и самооценку по сравнению с их нормотипичными сверстниками, несмотря на схожий уровень агрессии в обеих группах.
Об этом "Газете.Ru" рассказали в МГПУ.Для оценки участников были использованы опросник агрессии А. Басса и А. Дарки, методика эмоционального интеллекта Н. Холла и методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн-Прихожан. Результаты показали, что по шкале "сумма" эмоционального интеллекта одаренные подростки продемонстрировали значительно более низкие результаты, чем их нормотипичные сверстники.
В рамках исследования была разработана и применена специальная программа "Мастерство общения: путь к гармонии", направленная на формирование навыков неконфликтного общения и развитие эмоционального интеллекта.
"Мы обнаружили, что развитие навыков распознавания эмоций и повышение общего уровня эмоционального интеллекта оказывает существенное влияние на снижение агрессивности у талантливых подростков. Это может быть связано с тем, что улучшение понимания собственных эмоций и эмоций окружающих позволяет подросткам более эффективно справляться с конфликтными ситуациями", – рассказала "Газете.Ru" один их авторов исследования Юлия Буянова.
Положительная динамика наблюдалась не только в основной группе с высокими показателями агрессивности, но и в контрольной группе подростков с нормальным уровнем агрессивности. Это свидетельствует об универсальной эффективности программы для развития эмоционального интеллекта у академически одаренных подростков.
Свежие комментарии