На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 526 подписчиков

Свежие комментарии

  • Бендер Задунайский
    Издание ссылается на слова 30 опрошенных военных, находящихся под Краматорском в ДНР. "На самом деле мы уже проиграли...El Pais: бойцы ВС...
  • Сергей Ипатов
    никакого доступа! иш че удумали. Сначала доступ в Белый дом в Вашингтоне, ключи от орального кабинета, потом посмотримУиткофф: Россия и...
  • Evgeni Velesik
    Пусть родственники облизываются, ушло наследство!В Ленобласти 90-л...

Психолог Константинова: человек, обманутый мошенниками, может впасть в депрессию

Когда человека обманывают мошенники, он испытывает целый спектр эмоций. Первой реакцией часто становится шок, ведь человек не ожидал обмана. Может возникнуть чувство недоверия к происходящему, попытки убедить себя, что это ошибка, рассказала "Газете.Ru" психолог платформы корпоративного благополучия "Понимаю" Наталья Константинова.

"Потеря денег или личных данных может вызвать сильную тревогу за свое финансовое положение, безопасность и будущее. Отсюда появляются и другие чувства. Например, стыд. Стыд — одно из самых распространенных и сильных чувств, которые возникают у человека в таких случаях. Жертвы винят себя за доверчивость и невнимательность. Человек постоянно спрашивает себя: "Как такое могло случиться?", "Как я мог так глупо попасться?", "Что, если они снова что-то сделают?" — объяснила она.

К стыду нередко прибавляется гнев. Причем он может быть направлен как на мошенников, так и на себя. Человек может злиться из-за своей уязвимости или из-за того, что не смог распознать обман.

"Психологические последствия таких переживаний могут быть серьезными: в тяжелых случаях все может закончиться депрессией. Поэтому главное — не обвинять пострадавшего, а бережно поддержать его", — отметила эксперт.

По ее словам, во-первых, важно дать человеку выговориться, даже если его мысли повторяются по кругу — так психика обрабатывает стресс. На десятый раз сказанное теряет свою эмоциональную насыщенность, человека "отпускает".

"Во-вторых, не обесценивать чувства. Важно не перебивать человека и не пытаться сразу же рационализировать ситуацию. Вашему близкому будет казаться, что вы его не понимаете, не слышите или даже считаете глупым. Ваша задача — создать безопасное пространство для эмоций человека, чтобы он не чувствовал себя еще хуже", — рассказала она.

Важно также попробовать объяснить, что важно не то, что случилось, а что можно сделать дальше. Когда человек осознает, что его обманули, он может застрять в самобичевании или впасть в ступор, в стресс, думая только о потерянных деньгах. Таким способом можно мягко переключить его внимание с прошлого на настоящее, показав, что сейчас главное — минимизировать ущерб.

"Необходимо собрать доказательства. Например, скриншоты переписок (в случае общения через мессенджеры или электронную почту), номера телефонов, если мошенник общался с жертвой таким способом. Если речь идет именно о переводе денег преступникам, которые представились, например, "родственниками в беде", то важно тут же заблокировать карту или счет, с которого были списаны деньги. Необходимо зафиксировать все детали транзакций и обратиться в банк. Банк может начать расследование и, в некоторых случаях, вернуть средства", — подчеркнула психолог.

Также важно обратиться в правоохранительные органы: написать заявление в полицию, подробно описать ситуацию и приложить собранные доказательства, указать сумму ущерба. Несмотря на то, что процент раскрытых киберпреступлений в России остается довольно маленьким — всего 23% по оценкам Генпрокуратуры, сообщать о таких случаях важно.

"Важно разговаривать с родственниками, особенно пожилыми, о схемах мошенников, ведь предупрежден, значит вооружен. Необходимо объяснять, что банки, службы безопасности и родственники в беде не звонят с требованиями перевести деньги. Никакая официальная организация никогда не просит назвать ПИН- или CVV-код банковской карты, не просит называть цифр из смс-сообщения", — отметила она.

Поддерживайте регулярный контакт с родственниками, спрашивайте, не было ли у них в последнее время странных ситуаций в интернете, делитесь новостями о новых видах мошенничества. Рассказывайте, как сами проверяете письма или сайты, какими техниками пользуетесь. Важно объяснять эти вещи простым языком с примерами. Будьте терпеливы, особенно с пожилыми родственниками, поощряйте их за вопросы и стремление обучиться чему-то новому.

"Поддержка — это не только слова, но и готовность помочь в реальных действиях. Возможно, человеку сложно самому позвонить в банк или написать заявление — предложите сделать это вместе. Главное — не оставлять жертву мошенников один на один со своей бедой и не усугублять его переживания обвинениями. Ваша поддержка поможет ему быстрее восстановиться эмоционально и минимизировать последствия", — резюмировала эксперт.

 

Ссылка на первоисточник
наверх