На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Газета.ру

8 291 подписчик

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Странно что он не пристрелил эту суку.Блогерша Айза рас...
  • Георгий Михалев
    Я, в свое время, раньше начал и родители были строгие. Два года они не знали, что я покуриваю. Так за что штрафовать?Родителям будет г...
  • Ed Red
    Когда наши пишут "почти" это означает "не могем-с-с"Ганчев: российски...

Георгий Бовт о том, почему российская школа казарменно скучна

Мечта многих преподавателей, чтобы дети ходили строем, не бегали, не баловались, слушались команд старших с первого раза, не заставляя орать, и при этом хорошо учились бы и на отлично сдавали стандартизированный ЕГЭ. Всякий выверт воспринимается как сбой "матрицы", требующий вмешательства - и непременного наказания "вышедших из строя".

Благодаря телеграм-каналам (запрещенным к просмотру как класс, напомним, в Российской Федерации) так называемый "БДСМ-выпускной" во владивостокской школе вызвал обсуждение на федеральном уровне и скандал на местном. Притом, что школа №74 - с эстетическим уклоном. Но у старшеклассников и выпускников (девушка нарядилась в форму полицейского, а юноши, как вроде и хотели взрослые, стали "зайчиками", но в соответствующих костюмах) возникли "эстетические разногласия" с учителями. Притом ведь эта школа выигрывала городской конкурс в номинации "лучший флешмоб". А тут не "прокатило". Директриса собралась увольняться со словами "опозорили школу", родителей девушки-"полицейской" ждет штраф за то, что она была в погонах. Разумеется, грядет проверка, куда ж без нее. Придут строгие тетки с "халами" на голове и будут смотреть журналы отчетности, выискивая "блох". Найдут, разумеется.

Как говорил по такому случаю сказочный герой известного захаровского фильма, "вы слишком серьезны, все глупости в мире совершаются с серьезным выражением лица". Из политиков разве что Жириновский призвал к снисходительности: "Они молоды, у них праздник, они хотят повеселиться и просто придумали себе необычные наряды и танцевали. За что их наказывать? Не будьте ханжами!" С ним отчасти солидарен народный артист Владимир Машков - школьники "как-то себя хотели заявить творчески" - призвавший вернуть театральные кружки в школы.

Можно, конечно, в каждой школе организовать приказом министерства драмкружок, но для начала надо прекратить пытаться создавать из школы филиал казармы с дотошным регламентированием всего и вся, кафкианской отчетностью и замордованными вышестоящим начальством учителями. А еще прекратить поощрять лицемерие и ханжество в масштабах страны.

Ничего особенного "перформанс" владивостокских школьников из себя не представляет, если посмотреть на то, что показывают по телевидению. Там каждое третье выступление "звезд" шоу-бизнеса потянет если не на БДСМ, то на легкий стриптиз, как минимум. Там "светские львицы" (по-старому, содержанки и "леди полусвета") - настоящие герои нашего времени. Именно у них - топовые рейтинги в инстаграме, миллионные заработки от рекламы, в интервью глянцевым журналам они учат молодежь красиво жить, показав на деле, что путь из "девушек эскорта" и стриптизерш в любовницы, а то и жены богатых банкиров, "криминальных авторитетов" или госчиновников - это воплощение подлинной "русской мечты".

Трудно представить сегодня "героя нашего времени" в виде инженера с зарплатой 40 тысяч рублей (примерно средняя по стране). Так что детей из школы с "эстетическим уклоном" как раз правильно воспитали-ориентировали. И зря директриса говорит о позоре для школы. По нынешним временам она прославилась. Для начала более сотни тысяч просмотров "БДСМ-выпускного" на YouTube - сносный результат.

А дальше, если повезет, можно стать "топ-блогерами", это одна из популярных "мечта-профессий" для подрастающего поколения. Ездишь по миру, ходишь по тусовкам, постишь фотки и селфи. И потом к тебе придет "солидная фирма" и снимет для дорогостоящей рекламы. Карьера удалась.

Драмкружки, кстати, в нынешней школе встречаются. Как часть дополнительного образования. По этому поводу есть даже СанПины, утвержденные Роспотребнадзором. Помещение для занятий драмкружка должно быть 50-70 кв. метров. Никак не 45 кв. м. "Оптимальный" размер группы - 10 человек, максимальный - 15, занятия - два раза в неделю по 45 минут. Роспотребнадзор вообще зарегламентировал все что можно применительно к школам, максимально (оценочное суждение) приблизив работу с детьми к казарменной в стиле "красного уголка" воинской части. Если вы посмотрите, к примеру, что в СанПинах понаписано о том, как, скажем, организовать турпоход с палатками, то вас стошнит от бюрократизма и не захочется с этим связываться. То же самое с драмкружками и прочими. Во-первых, деньги на организацию дополнительного образования и внеклассную работу выделяют далеко не все регионы. Богатые типа Москвы - да, финансируют и дают надбавку за классное руководство. В других регионах соответствующие ставки срезают, а учителя не хотят за свои "стандартные" 20 тысяч или чуть больше с этим возиться. Хотя бы из соображений экономии усилий, затраченных на отчетность. Но даже в богатых регионах дети и их родители часто предпочитают вместо школьных кружков идти в платные группы и образовательные центры и т.д. Почему? Да потому что казенщина никому не нужна даже бесплатно.

Представить себе, что в какой-то школе во внеурочное время какие-то сторонние люди проводят "творческие занятия" или даже просто занимаются спортом в спортивном зале - решительно невозможно. Да и самим школьникам этот зал во внеурочное время никто не откроет - идите на улицу и подальше.

Наша школа окончательно перестала быть местом социализации, превратившись в "особо охраняемый режимный объект", откуда после окончания уроков дети хотят поскорее сбежать на свободу, как на "дембель". И мало кто потащится туда во внеурочное время для каких-то интересных занятий.

А можно ли себе представить в школе, скажем, подростковый дискуссионный общественно-политический клуб? Да боже упаси. Сразу целое УФСБ по региону прибежит с проверкой. А киноклуб, организованный, скажем, молодыми режиссерами или студентами ВГИКа? Да чур на вас, скажет любой директор. А конкурс геймеров в школьном компьютерном классе? Не будем даже говорить о стрелковом клубе: такие занятия и для взрослых в тирах и на стрельбищах (а больше нигде нельзя) обставлены таким количеством запретов и ограничений, чтобы, видимо, сознательно отучить нацию умению стрелять.

Если посмотреть типичный "план мероприятий" российской школы, то там непременно наберется куча официозных - для галочки - событий по линии "патриотического воспитания", как правило, приуроченных к каким-то важным датам. Плюс субботники по благоустройству, "месячники противопожарной безопасности", "день спасателя", "план мероприятий по гражданской обороне", по антитерроризму/антиэкстремизму. По профилактике гриппа или суицида. Теперь еще будут натаскивать на "безопасность в суверенном интернете". Из других новшеств - "Юнармия" и ее игры в квази-"Зарницу". Порой официоз перемежается тематическими предметными конкурсами и олимпиадами (по литературе, физике или химии, русскому или иностранному, все более "подозрительному", языку и т.д.). Чаще всего это все тоска зеленая, аж скулы сводит. Мне кажется, в комсомоле было и то порой веселее, хотя это типичный пример идеализации собственной молодости, конечно.

Нынешняя школа в представлении очень многих ее выпускников - это "отстой" и "тухлое место". Где нет места нестандартной инициативе, смелым выдумкам. Шаг право, шаг влево - и уже последуют обвинения в непатриотизме, низкопоклонстве перед чуждой культурой (типа "Хэллоуина"), а там, глядишь, и до обвинений какого-нибудь нестандартного "препода" в педофилии недалеко.

Проверки чиновников от образования способны вогнать в тоску и паралич воли любого, даже самого творчески настроенного преподавателя. Попытки насильственно повернуть историю вспять и вернуться во времена "старой доброй советской школы" - сродни насаждению архаики в национальном масштабе во всех сферах жизни.

В советскую школу, с ее пионерией и комсомолией, вернуться уже нельзя, увы. Пора уже перестать с садистским наслаждением насиловать действительность и самих себя. Тогда все общество "ходило строем", но тот строй давно нарушен. И даже введение школьной формы не вернет прежнего единообразия. Кроме того, нынешний учитель - больше не главный источник знаний, в лучшем случае - умелый лоцман. Не говоря уже о том, что со своей скромной зарплатой, зашуганный начальством, "правильно" организующий выборы на избирательном участке при школе на глазах у детей фактически, - он далеко не главный авторитет. Попытки добиться большего однообразия - путем сокращения числа "рекомендованных учебников" за счет нестандартных, унификация образовательных стандартов и часто их упрощение - пока что приводит лишь к падению качества школьного образования. Тотальная ЕГЭ-изация, может, и привела к облегчению допуска в столичные вузы детей из провинции, однако в целом ведет в своем нынешнем виде нацию по пути оболванивания.

Хотя сам принцип ЕГЭ разумен, только в передовых странах давно уже придумано, как подстраивать экзаменационный алгоритм под конкретного учащегося непосредственно в процессе тестирования, чтобы выявить слабые и сильные места и минимизировать влияние случайных ошибок.

Качество школьного образования пало уже так низко, что наем репетиторов по основным предметам и тем, по которым надо сдавать ЕГЭ, стал массовым явлением. Тут не до драмкружков.

Кстати, еще о драмкружках. В той же Америке школьные театры есть практически в каждой "старшей школе". Они "рейтингуют", устраиваются общенациональные конкурсы, лучшие коллективы получают возможность даже выступить на Бродвее. Где у нас всероссийский конкурс школьных театров? Нет его в том числе потому, что это сложно, нужно преодолевать массу бюрократических преград. Например, в части организации перевозок школьников регламентация того же Роспотребнадзора ничем не лучше регламентации по туристическим походам.

Воспитание молодого поколения по-прежнему происходит в основном согласно известному принципу - "как бы чего не вышло".

Любимая фраза героя чеховского рассказа "Человек в футляре" Беликова. Который, кстати, служил в гимназии учителем. Однако конвейерное производство "людей в футляре" в наш век тотальной информации, задвинувшей авторитарного учителя на зады общественного прогресса, все чаще дает сбои. То есть начальство "заказывает", насилуя учителей и детей, одно "БДСМ", скажем, "патриотическое" в стиле Расторгуева (он тоже частенько в военной форме выступает и даже с орденом на груди), а выходит на практике совсем другое.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх