
На Disney+ начался мини-сериал "ВандаВижен", который открывает четвертую фазу киновселенной Marvel. Это шоу про героев Элизабет Олсен и Пола Беттани — ведьму Ванду Максимофф и андроида Вижена, — которые оказываются в реальности старых американских ситкомов. Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков посмотрел две серии "ВандыВижена" и рассказывает, как себя чувствуют "марвеловские" кинокомиксы в новом обличии.
Ванда Максимофф, она же Алая ведьма (Элизабет Олсен), и Вижен (Пол Беттани) — молодожены, которые переезжают в идиллический городок Вествью, неотличимый от декораций американских ситкомов 60-х — 80-х. Они скрывают свои способности и мечтают о тихой семейной жизни. Однако вскоре герои начинают понимать, что с окружающей действительностью что-то не то: судя по всему, ее породило сознание Ванды, травмированной событиями "Войны бесконечности" и смертью возлюбленного.
Концепция "ВандыВижена" (или "Вандавидения", если буквально) крайне специфична, и не очень ясно, стоит ли ждать от здешних девяти эпизодов по-настоящему захватывающей истории. Первые серии, прикидывающиеся продуктом золотых лет американского телевидения, милые, там есть неплохие шутки, и какое-то время получается прожить на среднеатлантическом акценте Беттани и Олсен — а также сентиментальном внимании авторов к деталям. Хотя это совсем не "Манк" Дэвида Финчера, имеются свои моменты — даже при условии, что целевая аудитория вряд ли росла на Дике Ван Дайке, "Моя жена меня приворожила", "Я мечтаю о Джинни" и "Шоу 70-х".
Вместе с тем очевидно, что долго играть в это матричное шоу трумана не выйдет: наблюдать за вялотекущей галлюцинацией скоро станет невыносимо, а прелести стилизации перекроет система координат сновиденческого эпизода-филлера.
Судя по содержанию и темпу имеющихся серий, мутить воду тут намерены еще долго, и от этого будет все сложнее бороться с желанием сойти с дистанции. Но даже если мы дотерпим и не утонем в бесконечных титрах (им отведен неприличный процент хронометража) — на горизонте маячит классический "марвеловский" блокбастер с броневичками и прочим фейерверком. Что тоже не слишком воодушевляет после 12 лет однотонного громыхания. (Если вы из тех людей, которым требуется ежегодная инъекция этой радости, а поставку "Черной вдовы" как назло задерживают, вас это, конечно, не касается.)Глобально шоу выглядит странно и неестественно. На начальных порах это забавно и уместно, учитывая сюжет, но в перспективе может оказаться проблемой. Сериалы давно стали важнейшим из искусств, и, понятно, главной кинофраншизе 2010-х не выжить без освоения новых медиумов, однако после приземленно-нуарных проектов Netflix по комиксам Marvel ("Сорвиголова", "Джессика Джонс" и так далее) грядущий мегаплексный размах "ВандыВижена" заранее хочется воспринимать в штыки — особенно если дома не обустроен полноценный зрительский зал.
Провал платформы Qubi, которая надеялась выехать на кромсании обычных фильмов на виньетки по несколько минут, должен бы чему-то всех научить: например, тому, что далеко не весь контент настолько пластичен, чтобы прекрасно восприниматься где угодно в промежутке между экраном кинотеатра и дисплеем смартфона, претерпев лишь небольшие косметические изменения.
Потенциальная проблема отчасти и в том, что "марвеловские" сериалы официально открывают четвертую фазу магистральной киновселенной, и, следовательно, обязаны поддерживать неподъемный градус "финальных" "Мстителей". Как любят повторять некоторые граждане, времени на раскачку нет; это обидно, поскольку именно неторопливым наращиванием эпичности подкупал тот же "Мандалорец", прежде единолично выступавший флагманом на Disney+. О незатейливой отвлеченности "Агентов "Щ.И.Т." и "Агента Картер" можно забыть, и, соответственно, игнорировать все эти вещи тоже уже нельзя, сериалы придется штудировать наравне с полнометражными частями франшизы ("ВандаВижен", к примеру, будет напрямую связана с сиквелом "Доктора Стрэнджа"). Хотя, конечно, всегда можно пожаловаться на подобное безобразие Валентине Терешковой и заставить Кевина Файги все обнулить.
Пока же необходимо быть в курсе всех 23 фильмов "марвеловской" вселенной. Что именно за чертовщина происходит в "ВандеВижене", сейчас не способны объяснить даже погруженные в материал фанаты, так что без багажа подключаться к франшизе на данном этапе — несколько самоубийственная задача.
Тем не менее "ВандаВижен" — вещь как минимум любопытная и симптоматичная: люди, успевшие вырастить целое поколение детей, пытаются что-то искать и нащупывать, экспериментировать и расходовать кредит доверия. Об успехе или провале говорить рано — но приклеим звездочку за старания.
Свежие комментарии