Многие сказки могут напугать и запутать современных детей. Дело в изменившемся культурном и социальном контексте, восприятии мира и подхода к воспитанию, когда все больше внимания уделяется чувствам детей, рассказала "Газете.Ru" редактор художественной литературы Литрес Анна Данилина.
"Например, "Красная Шапочка" Шарля Перро в оригинале способна не на шутку напугать.
Девочку и бабушку в конце съедает волк, которого потом выпотрошат охотники. Сюжет по кровавости может конкурировать с мрачными скандинавскими триллерами, если опустить сказочную условность и метафоричность", — объяснила она.Сводные сестры Золушки у того же Перро отрезали себе пальцы на ногах, лишь бы влезть в заветную туфельку. Это напоминает тренд на пластическую хирургию и постоянные изменения себя под навязанные обществом стандарты. Важно, наоборот, учить ребенка любить и принимать себя таким, какой он есть. А улучшения должны быть экологичными и разумными, отметила эксперт.
"Героиню из народной сказки "Морозко" родной отец отвозит в зимний лес по наказу второй супруги. Девочке не на кого опереться, она не чувствует защиту самого близкого человека и оказывается в смертельной опасности из-за мачехи. У Гензель и Гретель братьев Гримм тоже незавидная судьба. Подобные сюжеты могут вселить в детей беспокойство, особенно если попадутся в момент разлада между родителями", — предупредила редактор.
Встречается и виктимблейминг (обвинение жертвы).
"Непослушный малыш из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" превратился в козленочка. Не слишком ли это страшное наказание за детскую провинность?
Прислушиваться к старшим важно и нужно, особенно когда они обеспечивают безопасность и не пугают напрасно", — сказала она.За Спящую красавицу и Белоснежку и вовсе все решают другие персонажи. Героиням не дали право выбора и возможность развития. Это может культивировать пассивность и неумение принимать собственные решения в ожидании, пока кто-то спасет.
"Сильные чувства Русалочки Андерсена к принцу привели ее к гибели. Но любовь ли это? Скорее, героиня запуталась и пыталась сбежать от того, что не принимала в себе и своих близких, а в итоге потеряла все. Любовь — это не жертвенность, а дар, который делает человека счастливым", — напомнила редактор. Емеля из народной сказки "По щучьему веленью" получает все, чего пожелает, благодаря стечению обстоятельств и магии. Сам же он не приложил никаких усилий, чтобы осуществить мечты, — напоминает тренд из соцсетей на успешный успех и богатство в легкости, а это миф. Инфантильность героя не вдохновляет на учебу и достижение целей.
"Сами по себе сказки — это сокровищница культурного кода, набор архетипов, которые помогают решать многие проблемы даже взрослым. Но нужно хорошенько разбираться в мотивах героев и скрытых смыслах. Чтобы сюжеты не травмировали, а направляли детей в нужное русло, выбирайте сказки вдумчиво. Если сейчас вам категорически не нравится то, что вы читали в детстве, пропускайте такие истории. Читайте вместе с детьми, обсуждайте все ситуации, которые переживают герои, находите другие варианты, как бы персонажи могли поступить, опираясь на современные реалии. Так нереалистичные жизненные установки и стереотипы не повредят детям, а чтение укрепит ваши отношения. И помните слова Пушкина: "Сказка ложь, да в ней намек". Любая сказка, даже самая спорная, лучше, чем бесконечное время в гаджетах", — резюмировала эксперт.
Свежие комментарии