Стриминг Premier начал показ мистического сериала "Сны Алисы" — о девочке с даром предвидения из странного северного городишки, где пропадают дети. Кинокритик "Газеты.Ru" Павел Воронков посмотрел три серии проекта — и рассказывает, какой вышла очередная российская вариация на тему "Твин-Пикса".
Замкнутая школьница по имени Алиса (Алина Гвасалия) живет в замкнутом городке близ космодрома, что расположился где-то на полпути между Сайлент-Хиллом и Твин-Пиксом (это если навигатор вдруг повел через Русский Север).
Алиса всю жизнь видит странные сны о страшном будущем, которое у нее никак не выходит предотвратить. Однажды в этих жутких видениях появляется мертвая девочка с отрезанным лицом. Когда Алиса встречает похожую (и пока еще живую) девочку в реальности, она решает во что бы то ни стало спасти ее от гибели. Однако совы, как водится, оказываются не тем, чем кажутся.В предыдущих сериях. Впервые "Сны Алисы" показали летом прошлого года на фестивале "Пилот"; тогда мы включили шоу в пятерку лучших проектов смотра и авансом похвалили сериал за липкую атмосферность и стиль, которые перекрывали сценарную невнятность, а также выразили надежду на то, что первую серию переснимут — в том случае, если проект получит полноценный "зеленый свет". Так и произошло. За прошедшее время "Сны Алисы" стали заметно собраннее (ставка, стало быть, сыграла): в них сохранилась некоторая расхлябанность, но атмосферная компенсация в ней только усилилась (хотя и изначально перетягивала происходящее в плюсовую зону).
Для полноценного "Твин-Пикса", в сторону которого указывает труп школьницы, здесь, правда, слишком много серьезной насупленности и слишком мало мыльного кэмпа, кофе и вишневых пирогов (но отдельные нотки Анджело Бадаламенти в местной синтезаторной каше точно мелькают). А для полноценного "Сайлент-Хилла" — слишком мало монструозного ужаса (во всяком случае, в первой трети сезона). Тем не менее у шоу получается нащупать какую-то свою тропинку по подсмотренным в разных местах указателям.
Холодные интерьеры, в которых обитают холодные люди, напоминают о нордической безжизненности "Королевства" Ларса фон Триера. Близость космодрома дает надежду на майндфаковую научную фантастику откуда-то из области "Тьмы" (успешный запуск ракеты в первой серии — чем не сайфай?). Имя главной героини, черно-красно-белая палитра и регулярно всплывающие шахматные образы явно отсылают к литературе Льюиса Кэрролла. А в занятно звучащих в этом контексте колдовских мотивах опознается "Ведьма" Роберта Эггерса.
Как и полтора года назад мы, впрочем, находимся в позиции определенной неочевидности — куда выведет эта кроличья нора? По трем эпизодам, выданным прессе, судить проще, чем по одной-единственной пилотной серии, однако конкретные выводы делать по-прежнему сложно, тем более что для российских сериалов характерно начинать за здравие, а заканчивать за упокой. На текущем этапе ясно следующее: "Сны Алисы" вполне имеют шансы на внушительный успех.
Студия Валерия Федоровича и Евгения Никишова 1-2-3 Production, ответственная за шоу, уже пару раз выступала (причем небезуспешно) на поле заснеженной мистики: сперва с "Мертвым озером" Романа Прыгунова, а затем с "Перевалом Дятлова" (одним из лучших отечественных сериалов в принципе). В первом случае все уткнулось в понятный нордический нуар, во втором - изначально существовало в рамках, очерченных реальной трагедией. У "Снов Алисы" в этом смысле есть потенциал стать по-настоящему уникальной вещью — дай бог, хватит запала добежать до финиша (если шоу все восемь серий будет просто купаться в фантасмагорическом мареве, пиши пропало) и не свернуть с многообещающей дорожки (как, скажем, делала в первом сезоне "Территория", где в конечном счете оказалось слишком мало обещанной коми-пермяцкой мифологии).
Но тут, надо сказать, и сама дорожка вполне еще рискует оказаться не тем, чем кажется, — то есть не причудливым коллажем, а бездушно составленным уравнением: проект затевался еще в ту пору, когда приходилось рассчитывать на плашку российского Netflix Original. Что, в свою очередь, чревато выхолощенностью, намеренно вытравливающей какую-либо географическую специфику. Вроде как сугробы — они и в Африке сугробы. С другой стороны, российский хоррор — местность до сих пор неосвоенная и во многом прискорбно невзрачная. Эта низкая жанровая конкуренция может стать неплохим козырем. Словом, спи, моя радость, усни — утро вечера мудренее.
Свежие комментарии